Как переплести книгу

         

Бесшвейное скрепление блоков



БЕСШВЕЙНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ БЛОКОВ

Умение отреставрировать обветшавшую книгу, сшить подборку журналов, собрать импровизированную книжку из вырезок, детских рисунков, словом, мастерство домашнего переплетчика принадлежит к числу нужных и интереснейших семейных профессий. Родители, вместе с детьми ухаживающие за «больной» книжкой, преподают младшим наглядный урок уважения к книге, аккуратности. Искусство переплета книг, например, было любимо и ценимо в большой и дружной семье Льва Толстого. Редакционная почта приносит немало писем с просьбами помочь в овладении переплетными работами. Здесь мы даем несколько советов начинающим переплетчикам. -

Поговорим сначала о так называемом бесшвейном скреплении блоков. Бесшвейный способ, то есть скрепление страниц в блок с помошью клея, широко применяется при выпуске массовых изданий, в том числе и художественной литературы. Но такие книжки, как правило, не выдерживают длительного пользования. Наши советы помогут восстановить поврежденные блоки, не нарушая структуры книги. Бесшвейное скрепление удобно при переплете отдельных листов: вырезок из журналов, выкроек, детских рисунков и т. п.

Прежде всего подготовим инструмент. Нам понадобятся переплетный пресс, нож и кисти.

Переплетный пресс. Судя по публикациям в прессе, некоторые предприятия выпускают сейчас домашние переплетные прессы. Но приобрести их довольно сложно. Поэтому можно использовать подручные средства. Если у вас есть пресс для выжимания соков, можно использовать и его, конечно, без кастрюли.

Самый доступный пресс собирается из двух разделочных досок, скрепляемых струбцинами (рисунок 2). Заранее предупреждаем, что для создания равномерного давления струбцины следует заворачивать попарно на одинаковое количество оборотов. Переплетные ножи отличаются от ножей, используемых в домашнем обиходе. Такой нож можно изготовить (по примеру сапожного) из широкого ножовочного полотна. Режущая сторона затачивается под углом 5 — 10 градусов. Нож затачивают на крупнозернистом бруске до появления заусениц, затем правят на оселке. Во время работы нож необходимо подтачивать. Для обрезки листов можно использовать отрегулированный и заточенный фоторезак. В этом случае нужно тщательно следить за выдерживанием размера обрезаемых листов и объемом блока, так как фоторезаки маломощны.

Основные требования, предъявляемые к переплетным кистям, — упругий невыпадаюший волос, удобство в работе. Можно использовать круглые кисти средних размеров. Для промазывания узких полос удобны плоские художественные щетинные кисти № 12 — 18. Кисти можно изготовить из зубных щеток. Для этого аккуратно подровняем ножницами волоски, а ручку, размягчив в горячей воде, согнем, как показано на рисунке 3.

Понадобятся нам и тряпочки, светлые, чистые, из натуральных хлопчатобумажных тканей.

Теперь расскажем о материалах. Это картон, бумага для форзацев, клей, нитки и марля.

Переплетный картон бывает в продаже в магазинах и отделах школьно-письменных товаров и товаров для детского творчества. Можно использовать картон от коробок (кроме гофрированного), папки, старые переплетные крышки.

Бумага для форзацев. Напомним, что форзац — это сложенный вдвое лист бумаги, скрепляющий блок с переплетной крышкой (рисунок 1). Для него нужна плотная бумага, рисовальная или чертежная. Сгиб должен располагаться по продольному направлению бумаги, то есть по направлению бумажных волокон.

Клей. Наиболее удобен клей ПВА или ПВА-М. Его можно использовать для любых работ, он хорошо разводится водой и смешивается с другими клеями.

Крахмальный клейстер готовят следующим образом: крахмал размешивают в холодной воде до образования густой однородной сметанообразной массы. В массу тонкой струйкой вливают крутой кипяток, постоянно помешивая деревянной палочкой, чтобы не образовались комки. На восемь чайных ложек крахмала — 1 стакан кипятка. От кипятка клейстер становится прозрачным и студенистым. Кипятить клейстер нельзя, от этого теряются его клеющие свойства. Для работы удобен теплый клейстер. Долгому хранению клейстер не подлежит, поэтому его не следует запасать впрок. Смазанную клейстером бумагу выдерживают 1 — 2 минуты и соединяют с картоном, бумагой или материалом.

Нитки используются белые хлопчатобумажные № 10, 20.

Марлю можно при необходимости заменить широким бинтом.

Теперь, когда у нас есть все необходимое, приступим к изготовлению блока бесшвейным, или клеевым, способом.

Подберем предназначенные к переплету листы по формату. Желательно, чтобы они были одинаковой толщины и плотности. Расправим их и аккуратно сложим по корешку. У нас получился блок. Теперь зажмем его в пресс так, чтобы корешок выступал за доску на 1 — 2 мм. Ножом аккуратно обрежем этот край корешка. Освободим блок и вновь выдвинем обрезанный корешок на 1 — 2 мм. Пилкой сделаем вертикальные надпилы по всей длине корешка через 3 — 4 см.





Брошюра — наиболее простой по...



БРОШЮРА — наиболее простой по конструкции и изготовлению вид издания. Она состоит из тетрадей, вложенных одна в другую и прошитых вместе с накинутой сверху обложкой проволочными скобами через корешковый сгиб.

В зависимости от вида комплектовки блоков (технологического процесса составления блока из тетрадей или листов в определенном порядке, обеспечивающем последовательность страниц в готовой книге) крытье их обложкой может выполняться либо до шитья, либо сразу после скрепления блоков. На блок, скомплектованный вкладкой (вложенные одна в другую тетради), обложкa нaкладывается последней и вместе с блоком прошивается проволокой. Это — крытье внакидку (тип 1).. При комплектовке подборкой блок сначала скрепляют, а затем кроют обложкой. В зависимости от того, как крепится обложка к блоку, различают следующие виды крытья блоков:

— обыкновенное, когда обложка прикрепляется только по корешку блока, предварительно промазанному клеем (тип 2);

— вроспуск, когда обложка приклеивается к корешку и по полоске (5 — 7 мм) к наружным страницам блока (тип 3). При крытье обыкновенном и вроспуск блок обрезывается с трех торон вместе с обложкой;

— Крытье составной обложкой с окантовкой. В этом случае обложка представляет собой два отдельных листа, которые комплектуются вместе с блокам (прикладываются к первому и последнему листам блока) и после скрепления блока оклеиваются по корешку материалом с заходом на листы обложки (тип 4).

Для защиты переплетов и обложек от повреждений и загрязнений и улучшения оформления книги их покрывают суперобложкой, которая представляет собой покрышку из бумаги или прозрачной пленки и держится на переплете (обложке) при помощи широких загибающихся краев — клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки или приклеенных по корешку.



Бумага — это листы или ленты...



БУМАГА — это листы или ленты, состоящие в основном из целлюлозных волокон (древесной целлюлозы, древесной массы, хлопка, льна).

Для форзацев применяют специальную форзацную или обложечную бумагу, белую и цветную, гладкую и тисненую.

Для крытья блока обложкой и изготовления составных и цельнобумажных переплетных крышек применяют обложечную бумагу, белую и цветную. Для этих работ можно также использовать обложечную бумагу — «мраморную», имитированную под кожу, замшу, ткань.

Для заплат и фальцса применяют бумагу различных сортов, а для скрепления разрывов и укрепления ветхих листов — папиросную бумагу, которая имеется во всех магазинах канцелярских принадлежностей.

Во избежание деформации при раскрое бумаги для форзацев, обложек, отстава, оклейки корешка необходимо следить за совпадением направления волокон реставрируемого листа с направлением волокон подсобной бумаги.

КАРТОН. Для крышек переплетов картон подбирают равномерной толщины и с гладкой поверхностью, который производится как у нас в стране, так и за рубежом.

При реставрационных работах можно использовать старые картонные сторонки, а также картон, из которого делаются упаковочные коробки для обуви, шляп и других товаров, предварительно выдержав его под прессом 7 — 8 часов.

ШВЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Для шитья блоков используются главным образом нитки хлопчатобумажные № 20 и 30 в шесть сложений, а также капроновые № 18, которые тонки, прочны на разрыв и истирание, имеют гладкую поверхность и красивый внешний вид.

Кроме того, при сшивании книг применяют специальную полиграфическую марлю или сильно прокрахмаленную и проутюженную обычную марлю.

ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ. При изготовлении тканевых корешков, переплетных крышек, фальцев для оклейки уголков применяются специальные технические ткани: коленкор переплетный, ледерин, гранитоль и дерматин; различные мягкие текстильные (бязь, сатин, молескин, миткаль, меланж), штапельные, грубофактурные (дук, парусина, подбортовка, льняной холст) ткани, а также новые переплетные ткани (бумвинил, балакрон), бумага из синтетических волокон, различные нетканые материалы, искусственная замша.



Чистим обложку


Ледериновую обложку можно протереть влажным ватным тампоном. Очень загрязненную обложку обрабатывают ватным тампоном, смоченным в слабом растворе стирального порошка, затем обложку протирают влажным тампоном (смоченным в воде) до чистоты, при этом следят, чтобы вода не попала на внутренние страницы тетради. (Рис. 6).

Коленкоровую обложку протирают новой чернильной резинкой.

Бумажную обложку лучше не трогать, она боится чистки. Грязную бумажную обложку рациональней оклеить новой бумагой. Предварительно на бумагу нужно нанести текст обложки.

Загрязнения на внутренних листах стирают мягкой резинкой. (Рис. 7).

Выступающие части нового форзаца аккуратно обрезаются по линии книжного блока. Рекомендуется при резке под форзац подкладывать лист картона, чтобы не испортить обложки.

Обрезанный форзац промазывается по всей его поверхности и приклеивается к обложке крахмальным клеем или клеем ПВА. (Рис. 4). После этого книгу закрывают (рис. 5) и кладут под пресс на несколько часов.



Чтобы...



ЧТОБЫ...

...столярный клей сохранить в жидком состоянии, надо к довольно густому клею добавить крепкой уксусной кислоты из расчета две чайные ложки кислоты на стакан клея. Такой нлей называется «синдетикон». Он долгое время сохраняется в жидком виде, только держать его надо в герметически закрытом сосуде.

...бумага стала прозрачной, надо пропитать ее касторовым маслом, растворенным а спирте. Когда спирт испарится, на этой бумаге можно чертить тушью и карандашом.

...склеить изделия из целлулоида, клей можно приготовить, растворив четыре части целлулоида в 25 частях ацетона.



Декстриновый клей. декстрин получают...


СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. В приготовленную, чисто вымытую посуду заливают треть необходимого количества воды, подогретой до температуры 50°С, и засыпают весь декстрин. Затем перемешивают этот состав до полного растворения комков. Постепенно доливают оставшееся количество воды с перемешиванием до получения однородного клеевого раствора, а затем процеживают через сито или марлю.

Соотношение декстрина и воды 1:1.

Готовый клей имеет густую консистенцию, хорошо размазывается.

Крахмальный и мучной клейстеры употребляются для реставрационных работ, подклейки листов, крытья крышек бумажной обложкой, вставки книжных блоков в переплетную крышку и других операций.

При реставрационных работах применяется также КЛЕЙ ПВА, который обладает исключительно высоким прилипанием к подложке, хорошей эластичностью клеевой пленки, прозрачностью, бесцветностью клеевого шва, отсутствием неприятного запаха, надежностью крепления склеиваемых деталей и удобством в работе, не подвергается бактериальному разложению и устойчив к плесени. Применяется при заклейке корешка сшитого книжного блока, для бесшвейного скрепления книжных блоков и брошюр, приклейки форзаца, изготовления переплетных крышек.

Хорошими качествами обладает СИНТЕТИЧЕСКИЙ КЛЕЙ КМЦ (натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы).

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. Клей КМЦ растворяют в холодной дистиллированной или кипяченой воде в течение 2 — 3 дней. Затем его тщательно размешивают, после чего он готов к употреблению. Соотношение клея и воды 1 : 15.

Клей КМЦ приготавливается разной концентрации — от 1 до 5%. Широко используется при вставке блоков в переплетную крышку.

Форзац отклеился от блока



ФОРЗАЦ ОТКЛЕИЛСЯ ОТ БЛОКА

Открыв переплет, на сложенный форзац кладут лист бумаги, отступив от края форзаца на 3 — 4 мм. Открытое место тщательно смазывают крахмальным клеем или клеем ПВА (рис. 1), затем, сняв лист бумаги, закрывают книгу и кладут ее на несколько часов под пресс, пока клей не высохнет. (Рис. 2).



Химчистка


— Чернильное пятно выводится так. Под запачканный лист подложите промокательную бумагу. Пятно смочите 20-процентным раствором перекиси водорода, а затем накройте страницу промокашкой. Дайте просохнуть листу под грузом. Неплохо выводятся чернила щавелевой и лимонной кислотой.

Иногда от сирости и случайно попавших в книгу металлических предметов на страницах появляется ржавчина. Такое пятно снимают двумя растворами: сначала сернистой щелочью, а затем щавелевой кислотой.

Чтобы удалить с бумаги жирное пятно, потребуются скипидар и денатурированный спирт. Положите запачканную страницу между двумя листами промокательной бумаги и нагрейте пятно горячим утюгом. Обмакните кисточку в горячий скипидар (холодный действует плохо) и поводите ею по пятну с обеих сторон теплого листа. Еще раз нагрейте лист, обмакните кисточку в скипидар и повторите операцию. Смочите пятно спиртом.

Жирные пятна с книжных листов можно выводить также бензином, слабым раствором поташа, едким калием.

Если на страницах вы обнаружили напеты черного, желтого или зеленоватого цвета, значит, книга заражена спорами грибков. Немедленно продезинфицируйте ее. Бумагу и переплетные крышки, покрытые ледерином или коленкором, обрабатывают трехпроцентным раствором формалина, кожаные переплеты — пятипроцентным спиртовым раствором тимола.

Обрабатывать книги нужна на улице или в хорошо проветриваемом помещении (можно у открытого окна), с марлевой маской на лице, в резиновых перчатках, Хорошо отжатым тампоном, не размазывая и не растирая по бумаге споры, осторожно снимите налет грибка. Очищенное место обработайте еще раз, но уже влажным чистым тампоном. После дезинфекции хорошенько просушите страницы. Плесень . обрабатывают двух-трех процентным раствором формалина, а затем снимают тампоном, смоченным в перекиси водорода.



Иллюстрация 1



Иллюстрация 1



у любой книги корешок закруглен



Иллюстрация 2


Обратите внимание: у любой книги корешок закруглен С помощью деревянного молотка сделайте так, чтобы верхняя, а потом и нижняя кромки корешка слегка закруглились.
Теперь наклейте на корешок полоску накрахмаленной марли или бинта, а сверху и снизу корешка приклейте капталы — полоски ткани с утолщенным краем. Каптал не только украшает переплет, но и скрепляет тетради. Делается он из тонкой бечевки и кусочка цветной ткани (рис. 2).
Приготовьте плотную белую или цветную бумагу. Вырежьте из нее два форзаца — двойные листы бумаги, один приклеивается к первой странице книги, второй — к последней. Для этого смажьте клеем полоску в 4 — 5 мм шириной (рис. 3).
Теперь возьмите картон, вырежьте из него две сторонки для переплетной крышки. Из плотной бумаги вырежьте отстав — полоску, равную по высоте крышке, а по ширине — длине дуги корешка плюс 2 мм (рис. 4) Положите картонные заготовки и отстав на ледерин или коленкор. Со всех сторон оставьте на материале, который вы будете использовать для обложки, припуск 15 мм для загиба краев (картонные сторонки располагаются на расстоянии 6 — 7 мм от отстава). Срежьте на материале уголки, чтобы их было удобно загнуть. Равномерно нанесите клей на материал и аккуратно приклейте сторонки, а также отстав. Особенно тщательно заправьте уголки. Затем разгладьте ледерин или коленкор руками, положите на готовую обложку груз — несколько больших книг или утюг — и дайте ей просохнуть.
Остается приклеить крышки к форзацам блока и наклеить на первую крышку лист с названием книги и фамилией автора. Готовую книгу положите под пресс и сушите часов 10 — 12.
Вот коротко о том, как самому в домашних условиях переплести книгу. Вообще же работа переплетчика сложная, но интересная. Может быть, кого-нибудь из вас она заинтересует?
Записал А. ФЕДОРОВ

В работе переплетчика есть несколько



Иллюстрация 3


Рис. 9. Сталкивание листов
В работе переплетчика есть несколько специфических приемов, от степени овладения которыми во многом будут зависеть скорость и качество работы.
Сталкивание — это прием выравнивания стопы бумажных листов, книжных тетрадей, картона. Состоит он в следующем. Руками, как показано на рис. 9, захватывают определенное количество бумаги и держат отвесно по отношению к столу. Чуть выгибают от себя и слегка ударяют нижним краем стопы о стол. В момент удара пачки о стол, чтобы находящиеся внутри лиссты могли свободно соскальзывать вниз, пальцы следует несколько ослабить. Выравнивание тетрадей начинают с корешковой стороны, после чего переходят на головку, затем несколько раз попеременно на корешок и головку.

Иллюстрация 4



Иллюстрация 4



Нож обязательно должен быть остро



Иллюстрация 5


Рис. 10. Работа ножом:
Режут переплетные материалы ножом с помощью металлической линейки (лучше пользоваться металлическим уголком). Нож обязательно должен быть остро заточен по фаске и доведен на оселке с обеих сторон.

Бумагу сталкивают на две смежные



Иллюстрация 6


Рис. 11. Фальцовка (сгибание) листа бумаги
Бумагу сталкивают на две смежные стороны и укладывают на гладкую доску или фанерку. Линию реза намечают остро заточенным карандашом, накладывают на него грань металлической линейки или уголка. Широко раздвинутыми пальцами левой руки сильно прижимают линейку к бумаге. Нож держат в правой руке под углом 30 — 40° к плоскости стола. Передвигают его без особых усилий по направлению к себе, следя за тем, чтобы левая сторона лезвия была плотно прижата к полке уголка. За одно движение ножом можно отрезать один или несколько листов (рис. 10, А).

Роспуск листов бумаги



Иллюстрация 7


Рис. 12. Роспуск листов бумаги лесенкой

с помощью линейки по одному



Иллюстрация 8


Рис. .13. Промазыпание клеем плоскости бумаги:
А — дальнего от себя участка; Б — ближнего к себе
Картон режут с помощью линейки по одному листу кончиком ножа. Таким способом раскраивают и переплетные ткани (рис. 10, Б).
При работе с переплетным ножом следует быть внимательным, чтобы не пораниться.
Косточка находится в руках у переплетчика чаще всего. Фальцовку (сгибание) листа бумаги выполняют, держа косточку в правой руке так, чтобы ее головка выходила между большим и указательным пальцами, под небольшим углом к сгибу, и проводят ребром ее по всей длине листа (рис. 11).
Роспуск листов лесенкой делается при проклейке кромок нескольких форзацев. Придерживая пачку левой рукой, острым концом косточки, находящейся в правой руке, ударяют слегка по краю пачки (рис. 12).
Приклеивая бумагу или переплетную ткань, их притирают ребром косточки через «служебную» бумажку, чтобы на поверхности материала не оставалось следов от косточки.
Многие операции в переплетном деле связаны с приклеиванием одной детали к другой. Прежде всего они требуют особой аккуратности; поверхность стола, на котором проводится оклеивание, надо застелить бумагой. Клей следует наносить кистью веерообразно, вначале от себя, придерживая бумагу кончиками пальцев: проклеенную часть бумаги придерживают фалангами согнутых пальцев. Удерживать намазанную бумагу надо крепко, чтобы она не сдвигалась с места и под нее не попадал клей. Особенно тщательно промазывают края листа, следя за тем, чтобы материал не поднимался вслед за кистью и не Заворачивался (рис. 13).
Снимают бумагу или ткань с нанесенным на них клеем фалангами пальцев левой руки, накладывая их на ближний край и захватывая с лицевой стороны большим пальцем или приподнимая ее край кистью.

Промазка клеем стопы бумаги, распущенной



Иллюстрация 9


Рис. 14. Промазка клеем стопы бумаги, распущенной лесенкой
При приклейке форзацев их приходится промазывать по всей длине полоской в 3 — 4 мм. Для этого их сталкивают на корешок и головку и распускают лесенкой с необходимым отступом кромки одного листа от другого. На верхний лист на таком же расстоянии от его края кладут полоску бумаги или тонкого картона и затем промазывают клеем все листы одновременно (рис. 14).
При наклейке промазанных листов нужно стремиться к тому, чтобы накладывать их сразу же на нужное место. Обычно вначале совмещают верхние кромки склеиваемых деталей, а затем опускают на них верхний край листа и лишь потом его нижнюю часть. Только после этого проклеиваемый лист приглаживают и притирают.
Чтобы проклеить корешки книг, их укладывают стопой на край стола, выравнивают и, придерживая сверху левой рукой, промазывают по всей площади корешка, начиная с середины, энергично втирая клей между тетрадями.
Все эти приемы показаны на рисунках.
Н. МАЗОК.

В переплетном деле обычно используют



Иллюстрация 10


Несколько слов о клеях. В переплетном деле обычно используют столярный клей (для пластичности в него добавляют немного технического глицерина), крахмальный или пшеничный клейстер и ПВА. Наиболее удобный в работе, конечно, клей ПВА. Он долго хранится в герметичной посуде, разводится обыкновенной водой. Годится для переплета и клей «Бустилат».
Переплетать книжки лучше всего на ровном большом столе. Но дома, как правило, работают на письменном и кухонном столах. Чтобы не испортить стол, не забудьте перед работой положить на него лист оргалита, фанеры или толстый картон. Стол поставьте так, чтобы свет падал спереди.
И последнее. В переплетном деле, как и в любом другом, успех во многом зависит от организации, собранности и аккуратности мастера. Любая, даже пустяковая небрежность, скажем, капля клея, упавшая на книгу и не замеченная вовремя, или неровный срез уголка при изготовлении переплетной крышки, может непоправимо испортить книгу или подшивку.
Вторая немаловажная деталь — порядок. На столе не должно быть ничего лишнего, у каждого инструмента свое заранее отведенное ему место.
И, наконец, третий совет: инструмент должен быть всегда в порядке — нож и ножницы наточены, кисть вымыта.
Р. РОМАНОВ, переплетчик.

При ремонте книг, сброшюрованных на



Иллюстрация 11


При ремонте книг, сброшюрованных на клею, удобно воспользоваться таким проверенным приемом: на корешке ножовкой по металлу делают пропилы, в них вкладывают прочные нитки и заливают эластичным клеем (например, «уникум»). После высыхания нитки обрезают, и книжка готова.

Сложите каждый лист пополам, получившиеся



Иллюстрация 12


Сложите каждый лист пополам, получившиеся двойные листы обрежьте по размеру блока (рис. 2). Готовые форзацы приклейте к первой и последней страницам блока (рис. 3). Если корешок блока распух от клея, уплотните его киянкой, а затем зажмите журналы в пресс или положите под груз (рис. 4 и 5).
Теперь вам предстоит обрезать блок. Лучше всего делать это, зажав его в пресс. Если у вас нет пресса, используйте ручные тиски и две дощечки. Напоминаем: нож должен быть очень острым, иначе он будет только мять или даже рвать края подшивки. От обрезки зависит качество вашей работы, поэтому, если вы не уверены, что с первого раза сможете ровно обрезать журналы, потренируйтесь на какой-нибудь ненужной вам толстой тетради или воспользуйтесь для тренировки пачкой старых газет.
Обрезать блок начинайте с передка. Найдите среди журналов самый узкий номер и, отступив от его края на 2 — 3 миллиметра, проведите карандашом на верхнем форзаце линию, параллельную корешку. Если обрезать подшивку вы будете, зажав ее в пресс, используйте его верхнюю доску как упор для ножа (рис. 5). Ну а если вам все же придется обрезать журналы по линейке, старайтесь покрепче нажимать на подшивку сверху, чтобы ее «не повело». Почаще заправляйте нож на мелком бруске и мелкой шкурке. Закончив с передком блока, обрежьте и две другие стороны — головку и хвост. Линии обрезов размечайте по угольнику.
Со следующими операциями наши постоянные читатели уже знакомы (см. «Неделю» N» 23 за этот год). Коротко напомним их.
Чтобы ваша подшивка больше напоминала книгу, выколотите (округлите) кромки корешка (рис. 6). Работайте киянкой, молотком по неопытности можно порвать страницы журналов. Затем скрепите корешок блока в середине накрахмаленным широким бинтом (или марлей), a по краям — капталами, цветными тканевыми полосками с утолщенными кромками (рис. 7).
Итак, блок готов, вам остается сделан для него переплетную крышку и приклеит! ее к блоку. Напоминаем, что для переплетных сторонок крышки нужен карш толщиной 1,5 — 2 миллиметра, а для отстава тонкая, не очень плотная бумага. Размеры сторонок и отстава показаны на рисунке 8.
Рисунок 9 иллюстрирует другую операцию — закраивание (так, говорят переплетчики) материала для переплетной крышки. Склеивая ее, старайтесь как можно аккуратнее загибать уголки (рис. 10), А вставляя блок в крышку, проследите, чтобы канты — расстояние от блока дс кромок крышки — со всех сторон были одинаковыми (рис. 11). Переплетенный комплект журналов поместите между картонками и хорошенько просушите (рис. 12).
Р. РОМАНОВ, переплетчик.

Иллюстрация 13



Иллюстрация 13



Иллюстрация 14



Иллюстрация 14



Иллюстрация 15



Иллюстрация 15



с ровной пластиковой поверхностью. Положите



Иллюстрация 16


Переплетать лучше на столе с ровной пластиковой поверхностью. Положите на стол ткань корешка, наклейте на него полоску тонкого картона. Наложите на ткань крышки переплета.
Чтобы книга имела красивый вид, используйте цветную бумагу, ситец, лавсановую пленку. Из этого материала вырежьте пластину соответственно заданным размерам и наложите на нее крышки, промазав их клеем.
Готовый переплет прикрепите к блоку. Для этого приклейте первый и последний листы форзаца к внутренней стороне крышек. Старайтесь разгладить материал ладонью или тряпкой, чтобы он не коробился. Книга готова, осталось положить на нее груз и высушить (рис. 5).
Если же тематические вырезки небольшие и разного формата, их лучше подшивать и хранить в папках.
Л. АФРИН.

Иллюстрация 17



Иллюстрация 17



Иллюстрация 18



Иллюстрация 18



Чернильные пятна лучше всего выводить



Иллюстрация 19


Чернильные пятна лучше всего выводить лимонным соком или лимонной кислотой. Если пятна не {поддаются чистке, то применяют щавелевую кислоту, разведенную тройном одеколоном (1 часть щавелевой кислоты на 4 части одеколона). В крайнем случае можно применить раствор гипосульфита.
Жирные пятна выводят чистым бензином. Можно использовать смесь толченого мела или зубного порошка, замешанного на бензине. Эту смесь наносят на пятно, дают ей высохнуть и затем осторожно счищают порошок.
Свежие пятна выводят глажкой (теплым утюгом) загрязненной страницы через папиросную или промокательную бумагу.
Ржавчину следует выводить лимонной или щавелевой кислотой.
Плесень снимается раствором формалина. Формалин уничтожает плесень, а сами пятна обесцвечиваются перекисью водорода. Для этого под поврежденный лист кладут плотную белую бумагу, на пятно наносят перекись водорода, затем её высушивают промокательной бумагой.

Иллюстрация 20



Иллюстрация 20



Раскрыв журнал, подложите кусок плотного



Иллюстрация 21


Раскрыв журнал, подложите кусок плотного картона, больший по размеру, чем формат журнала, под нужный вам лист и, придвинув картон плотно к корешку журнала, наложите металлическую линейку, как показано на рис. 1, с таким расчетом, чтобы между ее краем и краем лежащего под листом картона было расстояние не более 1 мм. Картон нужен для того, чтобы не повредить ножом нижние листы журнала. Прижав линейку одной рукой, остро заточенным -ножом отрежьте лист (не вкладывая в эту операцию лишних усилий, — иначе помнется лист), проводя ножом вдоль края линейки 2 — 3 раза. Кстати, картон не выбрасывайте, потом он еще пригодится не раз. Отрезали все листы нужной вам подборки? Теперь их нужно скрепить вместе, собрать в блок.
Предлагаем два наиболее простых способа брошюровки для небольшой, в 10 — 12 листов, подборки.
Способ первый называется сшиванием «втачку». Для этого нужно «столкнуть» подобранные по порядку листы на корешок, используя ровную поверхность стола так, чтобы совместить их. Проделав шилом три отверстия не ближе 5 мм от края листов и следя за тем, чтобы они не сдвигались, сшейте их прочной двойной ниткой.
На рис. 2 показано, что нитка возвращается в то же отверстие, через которое она была продета. Процесс сшивания можно облегчить, если склеить предварительно листы между собой. В этом случае можно не опасаться их смещения при работе.
Для этого распустите листы на 2 мм (рис. 3), подложив под них старую газету, накройте верхний лист аккуратно другим газетным листом так, чтобы его край полностью совпал с краем верхнего журнального листа, и, прижав всю стопку листов рукой, промажьте выступающие края клеем. Чтобы клей не затекал под листы, кисть ведите строго поперек распущенных листов — от первого к последнему, то есть от себя. После промазки листы «столкните», прогладьте в местах склейки рукой и положите их под груз до высыхания.
Клей для работы подходит любой, кроме силикатного (он после высыхания становится прозрачным, ломким, а бумага желтеет). Идеальный клей для переплетных работ — ПВА (поливинилацетатный), но можно использовать и крахмальный, сварить который самому несложно. Вскипятите 0,5 л воды, в кипящую воду тонкой струйкой, помешивая, влейте пол-ложки крахмала, растворенного в небольшом количестве теплой воды. Доведите массу до кипения и снимите с огня. После того, как она остынет и загустеет, клеем можно пользоваться.
Второй способ брошюрования называется «сшивание внакидку». Для подготовки к сшиванию склейте листы попарно в таком порядке: первый с последним, второй с предпоследним и т. д. Состыковав корешки листов, склейте их полосками газетной бумаги шириной 1 см и длиной, равной высоте листа (рис.4), причем газетная полоска должна быть отрезана «по долевой», то есть в том направлении, в котором бумага легче рвется.
Если количество листов вашей тетрадки оказалось нечетным, «лишний» лист можно подклеить к любой паре. После того, как склеенные листы просохли, согните их в месте стыка, вставьте друг в друга в нужном порядке и сшейте строго по линии сгиба (как школьную тетрадь) способом, описанным в первом случае.
Тетрадка готова? Теперь нужно нарядить ее в обложку. Для обложки можно использовать ватманскую бумагу (или другую плотную). Согнутый вдвое лист может чуть превышать формат вашей тетрадки. Отступив на 6 — 7 мм в обе стороны от линии сгиба внутренней поверхности обложки, согните ее страницы, чтобы потом, при чтении, она легко открывалась. Аккуратно промажьте клеем образовавшийся между фальцами (линиями сгиба) участок обложки (рис. 5), вставьте в него тетрадку и положите брошюру под груз до полного высыхания.
Ну, а теперь остается лишь написать на обложке название.

Промажем корешок клеем, чтобы клей



Иллюстрация 22


Промажем корешок клеем, чтобы клей пропитал корешок и пропилы. В пропилы вставим нити и еще раз промажем клеем. Приклеим к корешку узкую полоску плотной бумаги, по ширине равную толщине блока и короче его по длине на 1 см. Оставим блок зажатым до полного высыхания. Свободные концы ниток распустим или завяжем. После высыхания обрежем блок с трех сторон. При этом закрепим блок так, чтобы нижняя доска пресса выполняла функцию стола, а верхняя — линейки, определяющей линию среза. Же-

с коленкором последний следует на



Иллюстрация 23


Для лучшего сцепления клея с коленкором последний следует на местах склеивания сделать шершавым при помощи ножа или наждачной бумаги.
На середину лицевой стороны коленкоровой полоски наклеивается оторванный корешок переплета, при пуски по ширине приклеиваются к картону крышек под кроющий материал (бумагу или ткань), для чего переплет увлажняют и осторожно поднимают на ширину припусков. (Рис. 2).
Андрей АНТОНОВ,
ремесленник-переплетчик

Теперь надо соединить книжный блок



Иллюстрация 24


Теперь надо соединить книжный блок с крышками. Вставим его в крышки так, чтобы выступающие канты были одинаковы, положим блок на стол и откинем верхнюю крышку. Намажем форзац жидким клеем (марлю погуще), осторожно закроем сторонку и прижмем ее к форзацу. После этого книгу переворачиваем и точно таким же способом наклеиваем нижнюю сторонку. Пока клей не засох, откройте сторонки и протрите форзац чистой тряпочкой, разглаживая морщинки и пузыри, как при клейке обоев. Теперь сохнущий переплет — под груз.
Когда убедитесь, что клей высох, откатайте на переплете рубчик — например, тыльной стороной расчески проведите канавку параллельно корешку над тем местом, где проходит край картонной сторонки.

и края переплетной крышки укрепляются



Иллюстрация 25


Потертые углы и края переплетной крышки укрепляются полоской коленкора или плотной бумаги. Для этого по краю крышки отделяются от картона кроющий материал и форзац. (Рис. 3). Полоска коленкора шириной 3 — 4 см, соответствующая длине крышек и с припуском по 1 см, наклеивается на кант переплета. Края полоски приклеиваются к картону крышки под форзац и кроющий материал. Припуски в длину подгибаются на уголках крышки и приклеиваются под форзац. При подвертывании полоски на уголках лишний коленкор срезается и приклеивается в один слой.

Иллюстрация 26



Иллюстрация 26



При укреплении одних уголков приподнимают



Иллюстрация 27


При укреплении одних уголков приподнимают только форзац, с верхней стороны крышки уголки наклеивают на кроющий материал. (Рис. 4).
ПЕРЕПЛЕТЫ И ОБЛОЖКИ в зависимости от конструкции и применяемых материалов могут быть следующих типов:

Иллюстрация 28



Иллюстрация 28



Иллюстрация 29



Иллюстрация 29



Иллюстрация 30



Иллюстрация 30



Иллюстрация 31



Иллюстрация 31



Иллюстрация 32



Иллюстрация 32



Иллюстрация 33



Иллюстрация 33



Иллюстрация 34



Иллюстрация 34



Иллюстрация 35



Иллюстрация 35



Иллюстрация 36



Иллюстрация 36



К ОСНОВНЫМ ПЕРЕПЛЕТНЫМ МАТЕРИАЛАМ, необходимым



Иллюстрация 37


К ОСНОВНЫМ ПЕРЕПЛЕТНЫМ МАТЕРИАЛАМ, необходимым для реставрации книг, относятся различные сорта бумаги, картона, переплетной ткани и их заменители, швейные материалы и различные клеи.

Расправляют края разрыва влажным тампоном,



Иллюстрация 39



Расправляют края разрыва влажным тампоном, после чего намазывают клеем полоску папиросной бумаги и кладут ее клеевой стороной вверх под надрыв, огибают по краю листа и приклеивают на страницу. Для удобства в работе под нее подкладывается пластинка.

Несколько разрывов, расположенных с одной стороны обреза, скрепляются общей полоской бумаги, наклеиваемой вдоль всего обреза. В этом случае (за исключением справочных изданий) рекомендуется использовать более прочную бумагу, наклеивая ее с левой стороны страницы. (Рис. 1).

Лист, разорванный на несколько частей, соединяется на влажном освещенном стекле так, чтобы не смещался текст. После этого линии разрыва смазываются клеем и скрепляются полосками прозрачной бумаги. (Рис. 2).



Иллюстрация 40



Иллюстрация 40



Разрывы на листах из плотной



Иллюстрация 41


Разрывы на листах из плотной бумаги и с односторонним текстом (карты, иллюстрации, обложки и др.) следует скреплять заплатой, наклеиваемой с нетекстовой стороны листа. (Рис.3).
Для этого необходимо расправить края обрыва листа, смазать клеем по линии разрыва на ширину 3 — 5 мм, приклеить полоску бумаги шириной 20 — 25 мм и длиной, равной длине разрыва. Лист с приклеенной заплатой кладут под пресс. После просушки свободные (не приклеенные) края обрыва, а также оставшиеся утолщения осторожно счищают скальпелем или мелкой наждачной бумагой, после чего ворс на этих листах приглаживают гладилкой и слегка смазывают клеем.
РАСПРАВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ УГЛОВ ЛИСТА Закрученные, но еще прочные углы листов расправляют влажным тампоном, после чего листы приглаживают теплым утюгом. (Рис. 4, 5, 6). Истертые углы листа, ставшие ветхими, укрепляют прозрачной бумагой с обеих сторон. (Рис. 7).

и скрепляют практически все детали



Иллюстрация 43


КЛЕИ. С помощью клея соединяют и скрепляют практически все детали книги. Без клея невозможны переплетные работы. Имеющиеся в продаже конторский, канцелярский (силикатный), универсальный и подобные им клеи не пригодны для переплетных работ из-за низкой липкости, наличия в их составе большого количества щелочей и кислот, разрушающих склеиваемые материалы.
Клей является одним из основных материалов, необходимых для реставрации. Реставрационный клей не должен разрушать реставрируемые материалы, но быть прозрачным, обладать большой клеющей способностью и быть удобным в обращении. Кроме того, клей не должен подвергаться бактериальному разложению и плесневению.
Особые требования предъявляются к клеям, применяемым при реставрации листов книги. Этим требованиям лучше всего отвечает клей, приготовленный из 100-процентной пшеничной муки по следующему рецепту: 40 г муки, 750 мл дистиллированной или кипяченой воды, 10 мл глицерина, 4 мл 40-процентного раствора формалина.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. В небольшом количестве воды тщательно размешивают муку. Остальную воду нагревают до кипения и при постоянном помешивании постепенно вливают в мучную массу. Далее клей варят на водяной бане: кастрюлю с массой ставят в кастрюлю большего диаметра с кипящей водой с таким расчетом, чтобы расстояние между дном одной и другой кастрюли было 3 — 4 см, а кипящая вода и клеевая масса находились на одном уровне.
Масса при постоянном помешивании (в одном направлении) нагревается до температуры 80 — 85° С и варится при этой температуре еще 25 — 30 минут. Остывший клей процеживают через марлю в стеклянную посуду, после чего в него добавляют для эластичности глицерин и для предохранения клея от плесневения и бактериального разложения формалин. Клей пригоден для работы в течение двух дней.
Один из наиболее применяемых — столярный клей. Плитку такого клея дробят на небольшие кусочки и опускают в холодную воду из расчета 60 — 70 г клея на 100 мл воды, оставляя там до полного набухания на 6 — 12 часов. Затем расплавляют клей на водяной бане в клееварке при температуре 70 — 80°С, помешивая до получения однородной массы, напоминающей по густоте сметану. Клей не следует варить долго и на открытом пламени, так как это резко ухудшает его качество.
Для улучшения качества и более длительной сохранности в готовый раствор при помешивании вводят необходимые добавки. Так, при введении в клей 1 — 1,5% глицерина улучшается его эластичность, добавление 2% буры или 0,5% фенола (карболовой кислоты) предохраняет клей от порчи.
Для переплетных работ применяют также крахмальный, мучной или декстринсвый клей.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КРАХМАЛЬНОГО КЛЕЙСТЕРА. Для этого в чайный стакан наливают на 1/4 холодной воды и всыпают чайную ложку крахмала. Затем при непрерывном помешивании струйкой доливают кипяток до тех пор, пока содержимое стакана не загустеет. Как только масса станет прозрачной и студенистой, можно считать, что клей готов.
Готовить клейстер нужно только на один день. Для приготовления мучного КЛЕЙСТЕРА одну столовую ложку муки тонкого помола размешивают в стакане холодной воды, затем переливают в металлическую посуду и при непрерывном помешивании подогревают до 70 — 80°С. После этого массу варят примерно 30 минут. Когда клей остынет, в него добавляют 12 мл глицерина, 5 мл формалина (40-процентный раствор) на 50 г муки. Для наклейки тонкой бумаги этот клей желательно употреблять в теплом виде.

в 1889 году американка X.



Иллюстрация 44


Еще в 1889 году американка X. Мерер запатентовала рамку-закладку, в пазу которой перемещается движок с поворотной стрелкой (пат. США № 399768, рис. 22). Такая конструкция позволяет «запомнить» любую точку на странице. В 1925 году швейцарец Ж. Беша придумал для той же цели надеваемую на уголок страницы скобочку, снабженную опять-таки поворотной стрелкой-указателем (пат. Германии № 418427, рис. 23).
Примеры творчества неугомонного изобретательского племени в этой области можно приводить еще и еще. Так, в 1909 году англичанин У. Лейк укрепил в верхней части корешка книги уже известный нам флажок-закладку, но не на шарнире, а на пружинке (пат. Англии № 25359, рис. 21). При раскрывании книги пружинка слегка растягивается и флажок поворачивается вверх, а при закрывании сам собой опускается между страниц. По тому же принципу действует закладка П. Хервика из Германии, только его флажок держится не на пружинке, а на скрученной резиновой ленте (пат. Германии № 254219, 1912 год, рис. 20). Житель Нью-Йорка А. Фалкен для приведения в действие своей конструкции также использовал обложки книги (пат. Германии № 526085, 1931 год, рис. 24). По его идее к обложкам вблизи верхней части корешка книги крепятся рычажки, на концах которых укреплены шарнярво соединенные пластинки. Они-то и захватывают страницу с днух сторон. В 1964 году Б. Хаукиис из США отказался от ненадежных шарниров, а укрепил на торце книги две гибкие полоски металла, оканчивающиеся хвостиком-закладкой (пат. США № 3127195, рис. 19).
Вот какие изобретательские страсти кипят вокруг незначительной и в то же время нужной человеку вещи.

Инструменты, материалы



ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ

В первую очередь подумаем об инструментах и материалах. Без них не стоит и начинать работу. Инструментов у переплетчика не так много: ножницы, кисти, карандаши, металлическая линейка, угольник, деревянная планка, киянка, ножовочное полотно, молоток с круглым бойком, большая игла, шило, нож, пресс или ручные тиски. Все эти инструменты (кроме переплетного ножа и пресса) вы можете купить в магазинах.

Специальных — переплетных — кистей в арсенале переплетчика нет: для нанесения клея на большие поверхности — переплетные крышки, форзацы — он пользуется обычными, чаще всего круглыми малярными кистями (ручниками), а для промазывания труднодоступных мест и узких полосок — жесткими художественными кистями средних номеров.

Особый разговор о переплетном ноже и прессе. Их вам не удастся купить в магазине: придется делать самим. Для ножа нужна хорошая, инструментальная сталь. Обычно переплетчики делают его из обломка широкого ножовочного полотна. Лезвие аккуратно затачивают на наждачном круге с одной стороны, а потом доводят на оселке и мелкозернистой шкурке. Размеры ножа — 180 X 30 миллиметров, угол заточки — 25 градусов. Для пресса подберите четыре длинных болта М8 — М10 с барашковыми гайками и две березовые или дубовые доски. Если болтов с гайками у вас не окажется, используйте две большие струбцины. Запаситесь и гладкой толстой доской — она понадобится вам для раскроя материалов, обрезки блока и картона.

Из материалов приготовьте: для форзацев — не очень плотную (примерно как обложка ученической тетради) белую или цветную бумагу; для скрепления блока (страниц книги) — марлю или широкий бинт, для переплетных крышек — дерматин, коленкор, ледерин или ткань, обклеенную с изнанки тонкой бумагой.



Как книжку «лечить»


Уход за книгами несложен. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вернуть книге ее «утраченную молодость».

Свежие жировые пятна на страницах исчезнут, если прогладить их теплым утюгом через папиросную или тонкую промокательную бумагу. Не поможет — присыпьте пятно мелом, покройте белой бумагой и прогрейте утюгом. Жировые и масляные пятна на полях страниц удаляют с помощью бензина, четыреххлористого углерода или кашицы из мела и этих растворителей. Когда высохнет, осторожно очистите лист.

Чернильные пятна выводят лимонным соком или лимонной кислотой. Наиболее стойкие пятна можно уничтожить гипосульфитом.

Следы от грязных пальцев или карандашные пометк можно удалить, протирая бума гу крохотным кусочком свежего хлеба.

При первых признаках плесени просушите и проветрите книгу, затем удалите пятнышко 2 — 3-процентным раствором формалина, обмакнув в него кусочек ваты. Тряпкой пользоваться не следует, так как плесень может появиться снова. Если она уже выступила, то смажьте это место перекисью водорода, затем положите лист плотной бумаги между очищаемой и последующей страницами. Через некоторое время удалите излишек перекиси промокательной бумагой. Повторите эту операцию несколько раз до полного исчезновения пятна.



Как переплести книгу


Сегодня мастер-переплетчик

Прежде всего приготовьте нужные материалы: картон толщиной 1,5 — 2 мм, бумагу различной плотности и цвета, накрахмаленную марлю, ледерин или коленкор, клей «Бустилат» или ПВА и крахмальный клейстер. Понадобятся инструменты: ножницы, толстая деревянная линейка или ровная рейка, пресс для сушки переплетенных и склеенных изделий, кисти, длинная игла и белые нитки (лучше капроновые), хорошо заточенный нож, деревянный молоток — киянка, шило. И еще, запаситесь терпением — работа предстоит кропотливая, требующая внимания и старательности. Теперь можно приступать к делу.

Первая операция — «разборка» книги. Положите ее на стол, оторвите форзацы (листы бумаги между переплетной крышкой и блоком) и разрежьте марлю. По возможности отделите от основы обложки лист с заглавием и фамилией автора. Отложите его в сторону.

Любая книга состоит из отдельных тетрадей. Распорите нитки, скрепляющие их, сложите тетради в стопку по порядку. Подклейте порванные страницы, расправьте помятые.

Теперь — ремонт. Сначала нужно собрать тетради в блок. Начните с последней. Прошейте иголкой с ниткой тетрадь по сгибу, который называется фальцем. Конец нитки длиной 5 — 7 см оставьте — он пригодится для связывания тетрадей. Дойдя до конца тетради, положите сверху новую и тоже прошейте ее. Свяжите тетради узлами (рис. 1).

Блок готов. Подравняйте его, подтяните нитки, хорошенько промажьте корешок клеем, накройте картонкой и положите сверху груз.

Чтобы из книги не выступали потрепанные листы, сделайте обрезку. Для этого наметьте с помощью карандаша и угольника линии обрезки, прижмите сверху рейку и по намеченной линии обрезайте ножом.



Книга в мягкой обложке



КНИГА В МЯГКОЙ ОБЛОЖКЕ

Проста по конструкции и изготовлению (книжные блоки не имеют форзацев, корешкового материала, капталов и полосок бумаги). Защитную и оформительскую роль играет обложка, которая приклеивается к корешку блока, «ли прикладывается два отдельных листа к первому и последнему листам блока и оклеиваются по корешку материалом с заходом на листы обложки (тип 2, 3,4).



О закладках



О ЗАКЛАДКАХ

ФРИДРИХ МАЛКИН,

инженер-патентовед

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей...

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Пушкинский герой, наверное, не обращался бы так с книгами, имей он под рукой хотя бы простейшие закладки. Увы, в те времена изобретательская мысль еще не сказала своего слова в этой области. Зато начиная с конца прошлого века патенты на закладки стали выдавать в разных странах, и притом не так уж редко. Вероятно, современные книголюбы будут не прочь узнать хотя бы о некоторых из этих изобретений...

Очень удобны ленточки из ткани, приклеенные к корешкам книг. Но по причинам издательского характера ими снабжаются далеко не все книги. Может быть, поэтому в 1933 году житель Вены М. Доменего предложил выпускать отдельно шелковый шнурок со скрепкой на конце. Его легко прикрепить к корешку, а затем снять (пат. Германия № 582451, рис. 1).

При чтении учебников, справочников, словарей приходится сравнивать различные тексты, возвращаться к уже прочитанному. Тут желательно иметь не одну, а несколько закладок. Такая «гроздь» предусмотрена патентом, выданным в 1936 году американцу Л. Кеннеди (№ 2060624, рис. 2).

Торчащие из книги хвостики, по мнению некоторых читателей, ухудшают ее, внешний вид. В угоду эстетам Д. Уилсон придумал потайную ленточку, просунутую в петельку, что приклеена к внутренней стороне обложки (пат. США № 2633372, 1953 год, рис. 3). Вытянув ленточку вверх, ее закладывают я нужное место.

Применением полосок бумаги или материи дело не ограничилось. Еще в 1890 году немец М. Кинле придумал металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок страницы (пат. Германии № 53597, рис. 4). Правда, бумага несколько сгибалась, что побудило М. Хасслера из Буэнос-Айреса усовершенствовать эту конструкцию (пат. Германии № 657290, 1938 год, рис. 6). В его своеобразной плоской скрепке две фигурные прорези образуют язычок, захватывающий край листа.

Можно зажать лист согнутой вдвое тонкой полоской из упругой стали. Такую «прищепку» запатентовал в 1896 году швед И. Линдберг (пат. Германии № 85410, рис. 6). А полстолетия спустя американец У. Мартин придумал похожую по форме закладку, только сделанную из мягкого материала — бумаги или ткани. С помощью маленьких плоских магнитиков, приклеенных на концах полоски и притягивающихся друг к другу сквозь бумагу, согнутая вдвое полоска цепко держит нужную страницу (пат. США № 2448611, 1948 год, рис. 7).

Часть изобретателей решила использовать крепления на верху задней обложки. Такова, например, закладка Р. Косерака из Будапешта (пат. Германии № 415585, 1925 год, рис. 8). Она сделана в виде флажка на шарнире. Несколько иначе подошел к вопросу житель Мюнхена Г. Айглер (пат. Германии № 658705, 1938 год, рис. 9). Его флажок прикреплен к обложке через рычажок. Причем соединены они не жестко, а с помощью спиральной пружинки, так что, когда книга открывается, флажок поворачивается вверх и не мешает перелистывать страницы.

Еще один подобный вариант принадлежит Г. Хэйеоу (пат. США № 2435886, 1948 год, рис. 10). На торце корешка крепится откидывающаяся пластинка, связанная на конце с закладкой-флажком. Оба соединения шарнирные, у системы есть свобода перемещений в двух плоскостях, что позволяет флажку «залезать» в книгу по всей ее толщине строго параллельно страницам, не портя их.

Кроме перечисленных разновидностей, известны и другие. Например, в 1928 году англичанин Ф. Делей поместил на уголок обложки тонкую резинку, под которую подсовываются страницы (пат. Англии № 317266, рис. 11). Достоинство резинки еще и в том, что во время чтения она придерживает страницы. Этим, кстати, отличается также закладка Г. Чашина, выполненная в виде тонкой пружинящей проволочки, также крепящейся к обложке (пат. США № 2437074, 1948 год, рис. 12). Д. Альвевстебен предложил применять изогнутую картонку с отростком (лат. США № 2260415, 1941 год, рис. 13). По мысли автора, с помощью такой «загогулины» книгу легко открыть на нужной странице.

Бывает, при чтении художественной или справочной литературы желательно запомнить не только страницу, но и строку, на которой остановился. Э. Томас в 1898 году решил проблему с помощью рамки, охватывающей страницу сбоку (пат. США № 598666, рис. 14). Прорезь в рамке фиксирует строку. Кстати, подобным указателем может служить уже упомянутая скрепка с язычком (рис. 5), если ее подколоть сбоку страницы. Конец язычка укажет на интересующую читателя строку.

Более солидную конструкцию предложил в 1900 году А. Гире (пат. Германии № 109949, рис. 15). По его патенту к внутренним строкам обложек параллельно страницам крепятся направляющие, по которым скользят указующие стрелки-закладки. При перелистывании страниц они откидываются в стороны. Видоизмененный вариант выпустила берлинская фирма «Рунд и К0» (пат. Германии № 170723, 1906 год, рис. 16). Разница лишь в том, что при перелистывании страниц стрелки откидываются вместе с шарнирно укрепленными к обложке проволочными рамками.

Подобные устройства нельзя снять — в этом некоторый их недостаток. Его лишена «мобильная закладка» жителя Нью-Йорка М. Лансинга (пат. США № 2108494, 1938 год, рис. 17). Она представляет собой планку с загибами на концах, снабженную скользящим по странице язычком — читатель устанавливает его на нужной строке. А француз Л. Альварадо вообще отказался от торчащего в сторону язычка и снабдил закладку продольным пазом, внутри которого перемещается ползунок со стрелкой (пат. Франции № 2029423, 1969 год, рис. 18).



«Одиссея» — на полке



«Одиссея» — на полке

Публикация романа завершена. Желающие могут заняться его переплетом.

Разогните скобки, скрепляющие тетрадь журнального блока. Вырежьте по сгибу интересующий вас материал и сложите его в стопку. Столкните стопу на верхний, а затем на передний обрез. Взяв стопку бумаги, выгните ее от себя и несильно ударьте торцом о стол. Обрежьте стопу корешковой части параллельно переднему обрезу, стараясь максимально сохранить корешковое поле листов. Обрезка. На подкладку из картона положите стопку бумаги толщиной не более 2 см. Параллельно краю, на расстоянии 0,5 — 1 см, установите линейку-уголок и сильно прижмите ее пальцами левой руки. Нож держите под углом 40 — 45 градусов, при этом указательный палец положите на верхнюю тупую сторону лезвия. Разрежьте по одному картонные листы. Но нож следует держать вертикально, плотно зажав рукоятку в кулаке. Вообще для этого существует специальный нож, клинок которого напоминает плоский обоюдоострый наконечник копья. Впрочем, тонкий картон и другой листовой материал удобно обрабатывать резаком для фотобумаги.

Помните, что и картонные сторонки, и бумажные форзацы, и покровные ткани переплета в своей структуре имеют продольное и поперечное направления.

После обрезки зажмите стопу в переплетные тиски так, чтобы корешковая часть выступала на 1 см. Втирая, промажьте клеем ПВА корешок. После этого чуть передвиньте стопу и через прокладные листы зажмите корешок в тисках. Через 20 — 30 минут клей высохнет, и тогда, выдвинув корешок на 1 см, нужно сделать в нем поперечные пропилы с интервалом 1 — 2 см и глубиной 4 мм. Заполните пропилы клеем ПВА и введите в них прочные нитки, свободные концы которых после окончательной просушки обрезаются.

Затем на первый и последний листы блока, не доходя 1 мм до его края, наклеиваются сложенные пополам листы плотной бумаги — форзацы. Для этого намажьте клей полосой 2 — 3 мм вдоль сгиба форзацного листа и плотно прижмите его к блоку. После просушки, если необходимо выравнивание, обрежьте блок с двух или трех сторон.

Теперь к верхней и нижней частям корешка приклеим капталы — полоски цветной тесьмы с утолщенным краем, выступающим за обрезы. Если вам не удалось найти промышленный каптал, не беда, подойдет обыкновенная брючная тесьма или склеенная цветная ткань со вложенным в сгиб круглым шнурком.

Вслед за капталами на корешок симметрично наклеивается полоска прокрахмаленной марли. Ее длина на 4 см меньше высоты блока, а ширина на 6 см больше его толщины. Свободные края марли наклейте на форзацы. А затем заклейте корешок тонкой прочной бумагой (например, крафт-бумагой). Ширина полоски в точности соответствует толщине блока, а по высоте она на 1 см меньше.

Книжный блок готов — можно приступать к изготовлению переплетных крышек. Из картона толщиной 1,5 — 2 мм вырежьте две прямоугольные сторонки высотой на 5 — 8 мм больше высоты блока и с шириной 1 — 1,5 мм меньше его ширины. Из плотной бумаги или тонкого картона вырежьте отстав. По высоте он подобен сторонкам, а по ширине соответствует корешку.

Сторонки и отстав наклеиваются на покровный материал (бумвинил, ледерин). Промежуток между краем сторонки и отстава (расстав) равен 5 — 6 мм. Ледерин должен с запасом 2 — 2,5 см выходить за края картона. Уголки ледеринового листа подрежьте, как указано на рисунке. Расстояние обреза выбирается таким образом, чтобы к толщине картона добавить еще 1 — 1,5 мм. Верхние и нижние кромки ледерина намажьте клеем, заверните внутрь на сторонки и отстав, притрите.



Оторванный корешок переплета



Оторванный корешок переплета прикрепляется к крышкам с помощью коленкоровой полоски, подобранной под цвет переплета или корешка, выкроенной по размеру корешка книги, но с припусками по 1 см в длину и по 2 см в ширину.

В центр коленкоровой полоски с внутренней стороны наклеивается новый отстав (полоска из мягкого картона или плотной бумаги), по длине равный крышке переплета, а по ширине уже корешка книги на 4 — 5 мм. Припуски в длину загибаются на отстав и приклеиваются к нему. (Рис. 1).



Переплет журналов



ПЕРЕПЛЕТ ЖУРНАЛОВ

Есть несколько способов переплета журналов. Сегодня мы поговорим, как переплести годовой комплект журналов, страницы которых скреплены проволочными скобками — сшиты, как говорят полиграфисты, внакидку.

Сначала годовой комплект журналов подберите по порядку: сверху январский номер, потом февральский и т. д. Аккуратно столкните (выровняйте) пачку на корешок и головку, а затем положите журналы между двумя картонками (рис. 1). Хорошенько промажьте корешок блока клеем: ПВА, столярным или «Бустилатом». На верхнюю картонку положите груз так, чтобы основная тяжесть приходилась на корешок. Пока клей сохнет, приготовьте два листа не очень толстой белой или цветной бумаги для форзацев.



Переплетная мастерская



Переплетная мастерская

Как мы уже говорили, в нынешнем году в приложении «Хозяюшка», начиная с первого номера, каждый листок посвящается определенной теме — домо-водству, шитью, цветоводству и т.п. — с тем, чтобы из этих листков можно было сброшюровать самодельные книжечки-справочники. А сделать их поможет вам художник-переплетчик Д. Тарле.

Для изготовления брошюры-подборки понадобятся: нож типа сапожного, оселок для правки его лезвия, мелкозернистая наждачная бумага («нулевка») для доводки кончика ножа, металлическая линейка, шило, ножницы, нитки с иголкой, клей, кисть, ватманская бумага, картон, старые газеты.

Запаситесь нужными журнальными листами. Вырывать их не следует: образующийся при этом неровный край листа в корешке (корешок в данном случае — та сторона листа, которая крепится к журнальному блоку) может задеть часть текста.



Разрыв форзаца посредине



РАЗРЫВ ФОРЗАЦА ПОСРЕДИНЕ

Наилучшим и наименее трудоемким способом восстановления этого повреждения форзаца является замена его новым.

Для этого нужно открыть книгу на первой странице блока и осторожно удалить (оторвать) поврежденный форзац. (Рис. 3). Затем подготовить новый форзац. Для чего взять лист плотной бумаги, например из альбома для рисования или черчения, форматом больше формата форзаца и сложить его в продольном направлении пополам, проведя по линии сгиба косточкой. При этом необходимо следить, чтобы по цвету бумага совпадала с цветом форзаца.

На сложенный лист форзаца накладывают лист бумаги, отступив от сгиба (фальца) 5 — 6 мм. Открытое место смазывают крахмальным клеем или клеем ПВА, после чего форзац, смазанный клеем, накладывается на блок так, чтобы линия его сгиба совпала с корешковым краем блока, и чистой ветошью приглаживают форзац к блоку.



Тетрадь вырезок


Вырезки и отдельные страницы из журналов переплести нетрудно.

Прежде всего необходимо подобрать листы примерно одинакового формата с хотя бы небольшими свободными полями.

Листы надо подчистить и подклеить, внимательно проверить нумерацию страниц, последовательность материалов. Затем листы складывают вместе и выравнивают по корешку. Сверху и снизу блока надо положить по листу чистой плотной бумаги — форзацы будущей книги.

Смажьте клеем первую и последнюю страницы (у корешков) и приклейте к ним форзацы. Теперь зажмите блок в тиски так, чтобы корешок выступал за края планок на 3 — 5 мм, и пропилите его шлицовкой или ножовкой по металлу на глубину 2 — 3 мм (рис. 1). Пропустите через прорези белую нитку (рис. 2), хорошенько промажьте корешок клеем ПВА, не трогая нитки на форзаце. После сушки обрежьте нитки по середине перемычки, опять слегка намажьте клеем корешок и наложите на него кусочек марли (рис. 3). Марля поможет прочнее скрепить книжку с обложкой. Обрежьте блок острым ножом по стальной линейке. Теперь нужно сделать книге переплет.

Вырежьте из картона две широкие пластины и одну узкую (рис. 4). Переплет делается несколько шире книги, поэтому полосы по ширине равны блоку, а высотой на 5 — 6 мм больше. Изготовьте корешок книги, например, из дерматина или ледерина (полоски для корешка должны быть на 30 мм выше книги и на 50 мм шире ее корешка). Вырежьте также полоску из тонкого картона и приклейте ее внутри корешка, чтобы он был тверже.



Вклейка выпавших листов и тетрадей



ВКЛЕЙКА ВЫПАВШИХ ЛИСТОВ И ТЕТРАДЕЙ

Чтобы вставить отдельно выпавший (оторванный) лист книги, следует взять лист бумаги, накрыть выпавший лист, отступив от правого края четной страницы на 3 — 4 мм, и нанести слой клея. (Рис. 8). Затем снять лист бумаги и вставить книжный лист в необходимом месте. Края листа, которые выступают за блок книги, аккуратно подрезают по формату блока. Те же самые операции выполняют с остальными выпавшими листами. (Рис. 9).