Умение отреставрировать обветшавшую книгу, сшить подборку журналов, собрать импровизированную книжку из вырезок, детских рисунков, словом, мастерство домашнего переплетчика принадлежит к числу нужных и интереснейших семейных профессий. Родители, вместе с детьми ухаживающие за «больной» книжкой, преподают младшим наглядный урок уважения к книге, аккуратности. Искусство переплета книг, например, было любимо и ценимо в большой и дружной семье Льва Толстого. Редакционная почта приносит немало писем с просьбами помочь в овладении переплетными работами. Здесь мы даем несколько советов начинающим переплетчикам. -
Поговорим сначала о так называемом бесшвейном скреплении блоков. Бесшвейный способ, то есть скрепление страниц в блок с помошью клея, широко применяется при выпуске массовых изданий, в том числе и художественной литературы. Но такие книжки, как правило, не выдерживают длительного пользования. Наши советы помогут восстановить поврежденные блоки, не нарушая структуры книги. Бесшвейное скрепление удобно при переплете отдельных листов: вырезок из журналов, выкроек, детских рисунков и т. п.
Прежде всего подготовим инструмент. Нам понадобятся переплетный пресс, нож и кисти.
Переплетный пресс. Судя по публикациям в прессе, некоторые предприятия выпускают сейчас домашние переплетные прессы. Но приобрести их довольно сложно. Поэтому можно использовать подручные средства. Если у вас есть пресс для выжимания соков, можно использовать и его, конечно, без кастрюли.
Самый доступный пресс собирается из двух разделочных досок, скрепляемых струбцинами (рисунок 2). Заранее предупреждаем, что для создания равномерного давления струбцины следует заворачивать попарно на одинаковое количество оборотов. Переплетные ножи отличаются от ножей, используемых в домашнем обиходе. Такой нож можно изготовить (по примеру сапожного) из широкого ножовочного полотна. Режущая сторона затачивается под углом 5 — 10 градусов. Нож затачивают на крупнозернистом бруске до появления заусениц, затем правят на оселке. Во время работы нож необходимо подтачивать. Для обрезки листов можно использовать отрегулированный и заточенный фоторезак. В этом случае нужно тщательно следить за выдерживанием размера обрезаемых листов и объемом блока, так как фоторезаки маломощны.
Основные требования, предъявляемые к переплетным кистям, — упругий невыпадаюший волос, удобство в работе. Можно использовать круглые кисти средних размеров. Для промазывания узких полос удобны плоские художественные щетинные кисти № 12 — 18. Кисти можно изготовить из зубных щеток. Для этого аккуратно подровняем ножницами волоски, а ручку, размягчив в горячей воде, согнем, как показано на рисунке 3.
Понадобятся нам и тряпочки, светлые, чистые, из натуральных хлопчатобумажных тканей.
Теперь расскажем о материалах. Это картон, бумага для форзацев, клей, нитки и марля.
Переплетный картон бывает в продаже в магазинах и отделах школьно-письменных товаров и товаров для детского творчества. Можно использовать картон от коробок (кроме гофрированного), папки, старые переплетные крышки.
Бумага для форзацев. Напомним, что форзац — это сложенный вдвое лист бумаги, скрепляющий блок с переплетной крышкой (рисунок 1). Для него нужна плотная бумага, рисовальная или чертежная. Сгиб должен располагаться по продольному направлению бумаги, то есть по направлению бумажных волокон.
Клей. Наиболее удобен клей ПВА или ПВА-М. Его можно использовать для любых работ, он хорошо разводится водой и смешивается с другими клеями.
Крахмальный клейстер готовят следующим образом: крахмал размешивают в холодной воде до образования густой однородной сметанообразной массы. В массу тонкой струйкой вливают крутой кипяток, постоянно помешивая деревянной палочкой, чтобы не образовались комки. На восемь чайных ложек крахмала — 1 стакан кипятка. От кипятка клейстер становится прозрачным и студенистым. Кипятить клейстер нельзя, от этого теряются его клеющие свойства. Для работы удобен теплый клейстер. Долгому хранению клейстер не подлежит, поэтому его не следует запасать впрок. Смазанную клейстером бумагу выдерживают 1 — 2 минуты и соединяют с картоном, бумагой или материалом.
Нитки используются белые хлопчатобумажные № 10, 20.
Марлю можно при необходимости заменить широким бинтом.
Теперь, когда у нас есть все необходимое, приступим к изготовлению блока бесшвейным, или клеевым, способом.
Подберем предназначенные к переплету листы по формату. Желательно, чтобы они были одинаковой толщины и плотности. Расправим их и аккуратно сложим по корешку. У нас получился блок. Теперь зажмем его в пресс так, чтобы корешок выступал за доску на 1 — 2 мм. Ножом аккуратно обрежем этот край корешка. Освободим блок и вновь выдвинем обрезанный корешок на 1 — 2 мм. Пилкой сделаем вертикальные надпилы по всей длине корешка через 3 — 4 см.
В зависимости от вида комплектовки блоков (технологического процесса составления блока из тетрадей или листов в определенном порядке, обеспечивающем последовательность страниц в готовой книге) крытье их обложкой может выполняться либо до шитья, либо сразу после скрепления блоков. На блок, скомплектованный вкладкой (вложенные одна в другую тетради), обложкa нaкладывается последней и вместе с блоком прошивается проволокой. Это — крытье внакидку (тип 1).. При комплектовке подборкой блок сначала скрепляют, а затем кроют обложкой. В зависимости от того, как крепится обложка к блоку, различают следующие виды крытья блоков:
— обыкновенное, когда обложка прикрепляется только по корешку блока, предварительно промазанному клеем (тип 2);
— вроспуск, когда обложка приклеивается к корешку и по полоске (5 — 7 мм) к наружным страницам блока (тип 3). При крытье обыкновенном и вроспуск блок обрезывается с трех торон вместе с обложкой;
— Крытье составной обложкой с окантовкой. В этом случае обложка представляет собой два отдельных листа, которые комплектуются вместе с блокам (прикладываются к первому и последнему листам блока) и после скрепления блока оклеиваются по корешку материалом с заходом на листы обложки (тип 4).
Для защиты переплетов и обложек от повреждений и загрязнений и улучшения оформления книги их покрывают суперобложкой, которая представляет собой покрышку из бумаги или прозрачной пленки и держится на переплете (обложке) при помощи широких загибающихся краев — клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки или приклеенных по корешку.
Для форзацев применяют специальную форзацную или обложечную бумагу, белую и цветную, гладкую и тисненую.
Для крытья блока обложкой и изготовления составных и цельнобумажных переплетных крышек применяют обложечную бумагу, белую и цветную. Для этих работ можно также использовать обложечную бумагу — «мраморную», имитированную под кожу, замшу, ткань.
Для заплат и фальцса применяют бумагу различных сортов, а для скрепления разрывов и укрепления ветхих листов — папиросную бумагу, которая имеется во всех магазинах канцелярских принадлежностей.
Во избежание деформации при раскрое бумаги для форзацев, обложек, отстава, оклейки корешка необходимо следить за совпадением направления волокон реставрируемого листа с направлением волокон подсобной бумаги.
КАРТОН. Для крышек переплетов картон подбирают равномерной толщины и с гладкой поверхностью, который производится как у нас в стране, так и за рубежом.
При реставрационных работах можно использовать старые картонные сторонки, а также картон, из которого делаются упаковочные коробки для обуви, шляп и других товаров, предварительно выдержав его под прессом 7 — 8 часов.
ШВЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Для шитья блоков используются главным образом нитки хлопчатобумажные № 20 и 30 в шесть сложений, а также капроновые № 18, которые тонки, прочны на разрыв и истирание, имеют гладкую поверхность и красивый внешний вид.
Кроме того, при сшивании книг применяют специальную полиграфическую марлю или сильно прокрахмаленную и проутюженную обычную марлю.
ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ. При изготовлении тканевых корешков, переплетных крышек, фальцев для оклейки уголков применяются специальные технические ткани: коленкор переплетный, ледерин, гранитоль и дерматин; различные мягкие текстильные (бязь, сатин, молескин, миткаль, меланж), штапельные, грубофактурные (дук, парусина, подбортовка, льняной холст) ткани, а также новые переплетные ткани (бумвинил, балакрон), бумага из синтетических волокон, различные нетканые материалы, искусственная замша.
Коленкоровую обложку протирают новой чернильной резинкой.
Бумажную обложку лучше не трогать, она боится чистки. Грязную бумажную обложку рациональней оклеить новой бумагой. Предварительно на бумагу нужно нанести текст обложки.
Загрязнения на внутренних листах стирают мягкой резинкой. (Рис. 7).
Выступающие части нового форзаца аккуратно обрезаются по линии книжного блока. Рекомендуется при резке под форзац подкладывать лист картона, чтобы не испортить обложки.
Обрезанный форзац промазывается по всей его поверхности и приклеивается к обложке крахмальным клеем или клеем ПВА. (Рис. 4). После этого книгу закрывают (рис. 5) и кладут под пресс на несколько часов.
...столярный клей сохранить в жидком состоянии, надо к довольно густому клею добавить крепкой уксусной кислоты из расчета две чайные ложки кислоты на стакан клея. Такой нлей называется «синдетикон». Он долгое время сохраняется в жидком виде, только держать его надо в герметически закрытом сосуде.
...бумага стала прозрачной, надо пропитать ее касторовым маслом, растворенным а спирте. Когда спирт испарится, на этой бумаге можно чертить тушью и карандашом.
...склеить изделия из целлулоида, клей можно приготовить, растворив четыре части целлулоида в 25 частях ацетона.
Соотношение декстрина и воды 1:1.
Готовый клей имеет густую консистенцию, хорошо размазывается.
Крахмальный и мучной клейстеры употребляются для реставрационных работ, подклейки листов, крытья крышек бумажной обложкой, вставки книжных блоков в переплетную крышку и других операций.
При реставрационных работах применяется также КЛЕЙ ПВА, который обладает исключительно высоким прилипанием к подложке, хорошей эластичностью клеевой пленки, прозрачностью, бесцветностью клеевого шва, отсутствием неприятного запаха, надежностью крепления склеиваемых деталей и удобством в работе, не подвергается бактериальному разложению и устойчив к плесени. Применяется при заклейке корешка сшитого книжного блока, для бесшвейного скрепления книжных блоков и брошюр, приклейки форзаца, изготовления переплетных крышек.
Хорошими качествами обладает СИНТЕТИЧЕСКИЙ КЛЕЙ КМЦ (натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы).
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. Клей КМЦ растворяют в холодной дистиллированной или кипяченой воде в течение 2 — 3 дней. Затем его тщательно размешивают, после чего он готов к употреблению. Соотношение клея и воды 1 : 15.
Клей КМЦ приготавливается разной концентрации — от 1 до 5%. Широко используется при вставке блоков в переплетную крышку.
Открыв переплет, на сложенный форзац кладут лист бумаги, отступив от края форзаца на 3 — 4 мм. Открытое место тщательно смазывают крахмальным клеем или клеем ПВА (рис. 1), затем, сняв лист бумаги, закрывают книгу и кладут ее на несколько часов под пресс, пока клей не высохнет. (Рис. 2).
Иногда от сирости и случайно попавших в книгу металлических предметов на страницах появляется ржавчина. Такое пятно снимают двумя растворами: сначала сернистой щелочью, а затем щавелевой кислотой.
Чтобы удалить с бумаги жирное пятно, потребуются скипидар и денатурированный спирт. Положите запачканную страницу между двумя листами промокательной бумаги и нагрейте пятно горячим утюгом. Обмакните кисточку в горячий скипидар (холодный действует плохо) и поводите ею по пятну с обеих сторон теплого листа. Еще раз нагрейте лист, обмакните кисточку в скипидар и повторите операцию. Смочите пятно спиртом.
Жирные пятна с книжных листов можно выводить также бензином, слабым раствором поташа, едким калием.
Если на страницах вы обнаружили напеты черного, желтого или зеленоватого цвета, значит, книга заражена спорами грибков. Немедленно продезинфицируйте ее. Бумагу и переплетные крышки, покрытые ледерином или коленкором, обрабатывают трехпроцентным раствором формалина, кожаные переплеты — пятипроцентным спиртовым раствором тимола.
Обрабатывать книги нужна на улице или в хорошо проветриваемом помещении (можно у открытого окна), с марлевой маской на лице, в резиновых перчатках, Хорошо отжатым тампоном, не размазывая и не растирая по бумаге споры, осторожно снимите налет грибка. Очищенное место обработайте еще раз, но уже влажным чистым тампоном. После дезинфекции хорошенько просушите страницы. Плесень . обрабатывают двух-трех процентным раствором формалина, а затем снимают тампоном, смоченным в перекиси водорода.
В первую очередь подумаем об инструментах и материалах. Без них не стоит и начинать работу. Инструментов у переплетчика не так много: ножницы, кисти, карандаши, металлическая линейка, угольник, деревянная планка, киянка, ножовочное полотно, молоток с круглым бойком, большая игла, шило, нож, пресс или ручные тиски. Все эти инструменты (кроме переплетного ножа и пресса) вы можете купить в магазинах.
Специальных — переплетных — кистей в арсенале переплетчика нет: для нанесения клея на большие поверхности — переплетные крышки, форзацы — он пользуется обычными, чаще всего круглыми малярными кистями (ручниками), а для промазывания труднодоступных мест и узких полосок — жесткими художественными кистями средних номеров.
Особый разговор о переплетном ноже и прессе. Их вам не удастся купить в магазине: придется делать самим. Для ножа нужна хорошая, инструментальная сталь. Обычно переплетчики делают его из обломка широкого ножовочного полотна. Лезвие аккуратно затачивают на наждачном круге с одной стороны, а потом доводят на оселке и мелкозернистой шкурке. Размеры ножа — 180 X 30 миллиметров, угол заточки — 25 градусов. Для пресса подберите четыре длинных болта М8 — М10 с барашковыми гайками и две березовые или дубовые доски. Если болтов с гайками у вас не окажется, используйте две большие струбцины. Запаситесь и гладкой толстой доской — она понадобится вам для раскроя материалов, обрезки блока и картона.
Из материалов приготовьте: для форзацев — не очень плотную (примерно как обложка ученической тетради) белую или цветную бумагу; для скрепления блока (страниц книги) — марлю или широкий бинт, для переплетных крышек — дерматин, коленкор, ледерин или ткань, обклеенную с изнанки тонкой бумагой.
Свежие жировые пятна на страницах исчезнут, если прогладить их теплым утюгом через папиросную или тонкую промокательную бумагу. Не поможет — присыпьте пятно мелом, покройте белой бумагой и прогрейте утюгом. Жировые и масляные пятна на полях страниц удаляют с помощью бензина, четыреххлористого углерода или кашицы из мела и этих растворителей. Когда высохнет, осторожно очистите лист.
Чернильные пятна выводят лимонным соком или лимонной кислотой. Наиболее стойкие пятна можно уничтожить гипосульфитом.
Следы от грязных пальцев или карандашные пометк можно удалить, протирая бума гу крохотным кусочком свежего хлеба.
При первых признаках плесени просушите и проветрите книгу, затем удалите пятнышко 2 — 3-процентным раствором формалина, обмакнув в него кусочек ваты. Тряпкой пользоваться не следует, так как плесень может появиться снова. Если она уже выступила, то смажьте это место перекисью водорода, затем положите лист плотной бумаги между очищаемой и последующей страницами. Через некоторое время удалите излишек перекиси промокательной бумагой. Повторите эту операцию несколько раз до полного исчезновения пятна.
Прежде всего приготовьте нужные материалы: картон толщиной 1,5 — 2 мм, бумагу различной плотности и цвета, накрахмаленную марлю, ледерин или коленкор, клей «Бустилат» или ПВА и крахмальный клейстер. Понадобятся инструменты: ножницы, толстая деревянная линейка или ровная рейка, пресс для сушки переплетенных и склеенных изделий, кисти, длинная игла и белые нитки (лучше капроновые), хорошо заточенный нож, деревянный молоток — киянка, шило. И еще, запаситесь терпением — работа предстоит кропотливая, требующая внимания и старательности. Теперь можно приступать к делу.
Первая операция — «разборка» книги. Положите ее на стол, оторвите форзацы (листы бумаги между переплетной крышкой и блоком) и разрежьте марлю. По возможности отделите от основы обложки лист с заглавием и фамилией автора. Отложите его в сторону.
Любая книга состоит из отдельных тетрадей. Распорите нитки, скрепляющие их, сложите тетради в стопку по порядку. Подклейте порванные страницы, расправьте помятые.
Теперь — ремонт. Сначала нужно собрать тетради в блок. Начните с последней. Прошейте иголкой с ниткой тетрадь по сгибу, который называется фальцем. Конец нитки длиной 5 — 7 см оставьте — он пригодится для связывания тетрадей. Дойдя до конца тетради, положите сверху новую и тоже прошейте ее. Свяжите тетради узлами (рис. 1).
Блок готов. Подравняйте его, подтяните нитки, хорошенько промажьте корешок клеем, накройте картонкой и положите сверху груз.
Чтобы из книги не выступали потрепанные листы, сделайте обрезку. Для этого наметьте с помощью карандаша и угольника линии обрезки, прижмите сверху рейку и по намеченной линии обрезайте ножом.
Проста по конструкции и изготовлению (книжные блоки не имеют форзацев, корешкового материала, капталов и полосок бумаги). Защитную и оформительскую роль играет обложка, которая приклеивается к корешку блока, «ли прикладывается два отдельных листа к первому и последнему листам блока и оклеиваются по корешку материалом с заходом на листы обложки (тип 2, 3,4).
ФРИДРИХ МАЛКИН,
инженер-патентовед
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей...
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Пушкинский герой, наверное, не обращался бы так с книгами, имей он под рукой хотя бы простейшие закладки. Увы, в те времена изобретательская мысль еще не сказала своего слова в этой области. Зато начиная с конца прошлого века патенты на закладки стали выдавать в разных странах, и притом не так уж редко. Вероятно, современные книголюбы будут не прочь узнать хотя бы о некоторых из этих изобретений...
Очень удобны ленточки из ткани, приклеенные к корешкам книг. Но по причинам издательского характера ими снабжаются далеко не все книги. Может быть, поэтому в 1933 году житель Вены М. Доменего предложил выпускать отдельно шелковый шнурок со скрепкой на конце. Его легко прикрепить к корешку, а затем снять (пат. Германия № 582451, рис. 1).
При чтении учебников, справочников, словарей приходится сравнивать различные тексты, возвращаться к уже прочитанному. Тут желательно иметь не одну, а несколько закладок. Такая «гроздь» предусмотрена патентом, выданным в 1936 году американцу Л. Кеннеди (№ 2060624, рис. 2).
Торчащие из книги хвостики, по мнению некоторых читателей, ухудшают ее, внешний вид. В угоду эстетам Д. Уилсон придумал потайную ленточку, просунутую в петельку, что приклеена к внутренней стороне обложки (пат. США № 2633372, 1953 год, рис. 3). Вытянув ленточку вверх, ее закладывают я нужное место.
Применением полосок бумаги или материи дело не ограничилось. Еще в 1890 году немец М. Кинле придумал металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок страницы (пат. Германии № 53597, рис. 4). Правда, бумага несколько сгибалась, что побудило М. Хасслера из Буэнос-Айреса усовершенствовать эту конструкцию (пат. Германии № 657290, 1938 год, рис. 6). В его своеобразной плоской скрепке две фигурные прорези образуют язычок, захватывающий край листа.
Можно зажать лист согнутой вдвое тонкой полоской из упругой стали. Такую «прищепку» запатентовал в 1896 году швед И. Линдберг (пат. Германии № 85410, рис. 6). А полстолетия спустя американец У. Мартин придумал похожую по форме закладку, только сделанную из мягкого материала — бумаги или ткани. С помощью маленьких плоских магнитиков, приклеенных на концах полоски и притягивающихся друг к другу сквозь бумагу, согнутая вдвое полоска цепко держит нужную страницу (пат. США № 2448611, 1948 год, рис. 7).
Часть изобретателей решила использовать крепления на верху задней обложки. Такова, например, закладка Р. Косерака из Будапешта (пат. Германии № 415585, 1925 год, рис. 8). Она сделана в виде флажка на шарнире. Несколько иначе подошел к вопросу житель Мюнхена Г. Айглер (пат. Германии № 658705, 1938 год, рис. 9). Его флажок прикреплен к обложке через рычажок. Причем соединены они не жестко, а с помощью спиральной пружинки, так что, когда книга открывается, флажок поворачивается вверх и не мешает перелистывать страницы.
Еще один подобный вариант принадлежит Г. Хэйеоу (пат. США № 2435886, 1948 год, рис. 10). На торце корешка крепится откидывающаяся пластинка, связанная на конце с закладкой-флажком. Оба соединения шарнирные, у системы есть свобода перемещений в двух плоскостях, что позволяет флажку «залезать» в книгу по всей ее толщине строго параллельно страницам, не портя их.
Кроме перечисленных разновидностей, известны и другие. Например, в 1928 году англичанин Ф. Делей поместил на уголок обложки тонкую резинку, под которую подсовываются страницы (пат. Англии № 317266, рис. 11). Достоинство резинки еще и в том, что во время чтения она придерживает страницы. Этим, кстати, отличается также закладка Г. Чашина, выполненная в виде тонкой пружинящей проволочки, также крепящейся к обложке (пат. США № 2437074, 1948 год, рис. 12). Д. Альвевстебен предложил применять изогнутую картонку с отростком (лат. США № 2260415, 1941 год, рис. 13). По мысли автора, с помощью такой «загогулины» книгу легко открыть на нужной странице.
Бывает, при чтении художественной или справочной литературы желательно запомнить не только страницу, но и строку, на которой остановился. Э. Томас в 1898 году решил проблему с помощью рамки, охватывающей страницу сбоку (пат. США № 598666, рис. 14). Прорезь в рамке фиксирует строку. Кстати, подобным указателем может служить уже упомянутая скрепка с язычком (рис. 5), если ее подколоть сбоку страницы. Конец язычка укажет на интересующую читателя строку.
Более солидную конструкцию предложил в 1900 году А. Гире (пат. Германии № 109949, рис. 15). По его патенту к внутренним строкам обложек параллельно страницам крепятся направляющие, по которым скользят указующие стрелки-закладки. При перелистывании страниц они откидываются в стороны. Видоизмененный вариант выпустила берлинская фирма «Рунд и К0» (пат. Германии № 170723, 1906 год, рис. 16). Разница лишь в том, что при перелистывании страниц стрелки откидываются вместе с шарнирно укрепленными к обложке проволочными рамками.
Подобные устройства нельзя снять — в этом некоторый их недостаток. Его лишена «мобильная закладка» жителя Нью-Йорка М. Лансинга (пат. США № 2108494, 1938 год, рис. 17). Она представляет собой планку с загибами на концах, снабженную скользящим по странице язычком — читатель устанавливает его на нужной строке. А француз Л. Альварадо вообще отказался от торчащего в сторону язычка и снабдил закладку продольным пазом, внутри которого перемещается ползунок со стрелкой (пат. Франции № 2029423, 1969 год, рис. 18).
Публикация романа завершена. Желающие могут заняться его переплетом.
Разогните скобки, скрепляющие тетрадь журнального блока. Вырежьте по сгибу интересующий вас материал и сложите его в стопку. Столкните стопу на верхний, а затем на передний обрез. Взяв стопку бумаги, выгните ее от себя и несильно ударьте торцом о стол. Обрежьте стопу корешковой части параллельно переднему обрезу, стараясь максимально сохранить корешковое поле листов. Обрезка. На подкладку из картона положите стопку бумаги толщиной не более 2 см. Параллельно краю, на расстоянии 0,5 — 1 см, установите линейку-уголок и сильно прижмите ее пальцами левой руки. Нож держите под углом 40 — 45 градусов, при этом указательный палец положите на верхнюю тупую сторону лезвия. Разрежьте по одному картонные листы. Но нож следует держать вертикально, плотно зажав рукоятку в кулаке. Вообще для этого существует специальный нож, клинок которого напоминает плоский обоюдоострый наконечник копья. Впрочем, тонкий картон и другой листовой материал удобно обрабатывать резаком для фотобумаги.
Помните, что и картонные сторонки, и бумажные форзацы, и покровные ткани переплета в своей структуре имеют продольное и поперечное направления.
После обрезки зажмите стопу в переплетные тиски так, чтобы корешковая часть выступала на 1 см. Втирая, промажьте клеем ПВА корешок. После этого чуть передвиньте стопу и через прокладные листы зажмите корешок в тисках. Через 20 — 30 минут клей высохнет, и тогда, выдвинув корешок на 1 см, нужно сделать в нем поперечные пропилы с интервалом 1 — 2 см и глубиной 4 мм. Заполните пропилы клеем ПВА и введите в них прочные нитки, свободные концы которых после окончательной просушки обрезаются.
Затем на первый и последний листы блока, не доходя 1 мм до его края, наклеиваются сложенные пополам листы плотной бумаги — форзацы. Для этого намажьте клей полосой 2 — 3 мм вдоль сгиба форзацного листа и плотно прижмите его к блоку. После просушки, если необходимо выравнивание, обрежьте блок с двух или трех сторон.
Теперь к верхней и нижней частям корешка приклеим капталы — полоски цветной тесьмы с утолщенным краем, выступающим за обрезы. Если вам не удалось найти промышленный каптал, не беда, подойдет обыкновенная брючная тесьма или склеенная цветная ткань со вложенным в сгиб круглым шнурком.
Вслед за капталами на корешок симметрично наклеивается полоска прокрахмаленной марли. Ее длина на 4 см меньше высоты блока, а ширина на 6 см больше его толщины. Свободные края марли наклейте на форзацы. А затем заклейте корешок тонкой прочной бумагой (например, крафт-бумагой). Ширина полоски в точности соответствует толщине блока, а по высоте она на 1 см меньше.
Книжный блок готов — можно приступать к изготовлению переплетных крышек. Из картона толщиной 1,5 — 2 мм вырежьте две прямоугольные сторонки высотой на 5 — 8 мм больше высоты блока и с шириной 1 — 1,5 мм меньше его ширины. Из плотной бумаги или тонкого картона вырежьте отстав. По высоте он подобен сторонкам, а по ширине соответствует корешку.
Сторонки и отстав наклеиваются на покровный материал (бумвинил, ледерин). Промежуток между краем сторонки и отстава (расстав) равен 5 — 6 мм. Ледерин должен с запасом 2 — 2,5 см выходить за края картона. Уголки ледеринового листа подрежьте, как указано на рисунке. Расстояние обреза выбирается таким образом, чтобы к толщине картона добавить еще 1 — 1,5 мм. Верхние и нижние кромки ледерина намажьте клеем, заверните внутрь на сторонки и отстав, притрите.
В центр коленкоровой полоски с внутренней стороны наклеивается новый отстав (полоска из мягкого картона или плотной бумаги), по длине равный крышке переплета, а по ширине уже корешка книги на 4 — 5 мм. Припуски в длину загибаются на отстав и приклеиваются к нему. (Рис. 1).
Есть несколько способов переплета журналов. Сегодня мы поговорим, как переплести годовой комплект журналов, страницы которых скреплены проволочными скобками — сшиты, как говорят полиграфисты, внакидку.
Сначала годовой комплект журналов подберите по порядку: сверху январский номер, потом февральский и т. д. Аккуратно столкните (выровняйте) пачку на корешок и головку, а затем положите журналы между двумя картонками (рис. 1). Хорошенько промажьте корешок блока клеем: ПВА, столярным или «Бустилатом». На верхнюю картонку положите груз так, чтобы основная тяжесть приходилась на корешок. Пока клей сохнет, приготовьте два листа не очень толстой белой или цветной бумаги для форзацев.
Как мы уже говорили, в нынешнем году в приложении «Хозяюшка», начиная с первого номера, каждый листок посвящается определенной теме — домо-водству, шитью, цветоводству и т.п. — с тем, чтобы из этих листков можно было сброшюровать самодельные книжечки-справочники. А сделать их поможет вам художник-переплетчик Д. Тарле.
Для изготовления брошюры-подборки понадобятся: нож типа сапожного, оселок для правки его лезвия, мелкозернистая наждачная бумага («нулевка») для доводки кончика ножа, металлическая линейка, шило, ножницы, нитки с иголкой, клей, кисть, ватманская бумага, картон, старые газеты.
Запаситесь нужными журнальными листами. Вырывать их не следует: образующийся при этом неровный край листа в корешке (корешок в данном случае — та сторона листа, которая крепится к журнальному блоку) может задеть часть текста.
Наилучшим и наименее трудоемким способом восстановления этого повреждения форзаца является замена его новым.
Для этого нужно открыть книгу на первой странице блока и осторожно удалить (оторвать) поврежденный форзац. (Рис. 3). Затем подготовить новый форзац. Для чего взять лист плотной бумаги, например из альбома для рисования или черчения, форматом больше формата форзаца и сложить его в продольном направлении пополам, проведя по линии сгиба косточкой. При этом необходимо следить, чтобы по цвету бумага совпадала с цветом форзаца.
На сложенный лист форзаца накладывают лист бумаги, отступив от сгиба (фальца) 5 — 6 мм. Открытое место смазывают крахмальным клеем или клеем ПВА, после чего форзац, смазанный клеем, накладывается на блок так, чтобы линия его сгиба совпала с корешковым краем блока, и чистой ветошью приглаживают форзац к блоку.
Прежде всего необходимо подобрать листы примерно одинакового формата с хотя бы небольшими свободными полями.
Листы надо подчистить и подклеить, внимательно проверить нумерацию страниц, последовательность материалов. Затем листы складывают вместе и выравнивают по корешку. Сверху и снизу блока надо положить по листу чистой плотной бумаги — форзацы будущей книги.
Смажьте клеем первую и последнюю страницы (у корешков) и приклейте к ним форзацы. Теперь зажмите блок в тиски так, чтобы корешок выступал за края планок на 3 — 5 мм, и пропилите его шлицовкой или ножовкой по металлу на глубину 2 — 3 мм (рис. 1). Пропустите через прорези белую нитку (рис. 2), хорошенько промажьте корешок клеем ПВА, не трогая нитки на форзаце. После сушки обрежьте нитки по середине перемычки, опять слегка намажьте клеем корешок и наложите на него кусочек марли (рис. 3). Марля поможет прочнее скрепить книжку с обложкой. Обрежьте блок острым ножом по стальной линейке. Теперь нужно сделать книге переплет.
Вырежьте из картона две широкие пластины и одну узкую (рис. 4). Переплет делается несколько шире книги, поэтому полосы по ширине равны блоку, а высотой на 5 — 6 мм больше. Изготовьте корешок книги, например, из дерматина или ледерина (полоски для корешка должны быть на 30 мм выше книги и на 50 мм шире ее корешка). Вырежьте также полоску из тонкого картона и приклейте ее внутри корешка, чтобы он был тверже.
Чтобы вставить отдельно выпавший (оторванный) лист книги, следует взять лист бумаги, накрыть выпавший лист, отступив от правого края четной страницы на 3 — 4 мм, и нанести слой клея. (Рис. 8). Затем снять лист бумаги и вставить книжный лист в необходимом месте. Края листа, которые выступают за блок книги, аккуратно подрезают по формату блока. Те же самые операции выполняют с остальными выпавшими листами. (Рис. 9).