ПиК Планирование и контроль концепция контроллинга



              

Эффективные инструменты планирования полей бизнеса в концернах - часть 2


Интересную для международных концернов разновидность портфельного метода представляют страновые портфели, позволяющие с высокой степенью дифференциации представлять различные виды деятельности концерна с точки зрения их стратегической географической важности. Различают два варианта формирования и анализа странового портфеля.

Согласно первому варианту может быть разработан корпоративный портфель, объединяющий одновременно все продуктовые группы или стратегические поля бизнеса концерна. Каждая страна, в которой оперирует концерн, рассматривается как единица, позиционируемая в портфеле. Рассчитывается сумма оборотов по всем продуктовым группам концерна для каждой страны, и этот показатель сравнивается с соответствующим показателем сильнейших конкурентов на рынке каждой страны. Таким образом, можно определить первый портфельный критерий: относительную долю концерна на рынке в каждой из стран. Это делают при помощи лишь стоимостных оценок. Второй портфельный критерий - средний рост рынка в каждой стране. Комбинация этих двух показателей позволяет точнее определить стратегическую позицию концерна в каждой стране. Правда, этот подход целесообразен лишь для концернов с однородными продуктовыми программами или для одной продуктовой программы, сравнимой с соответствующими программами конкурентов. При подобном подходе можно объективно оценить географические регионы деятельности концерна для всех стран. Данный анализ позволяет выяснить, каковы страновые шансы и риски бизнеса концерна, и является исходным пунктом дальнейшего, более детального исследования.

Рис. 166. Продуктовый портфель концерна по странам и регионам

Полезность портфельной концепции при экономически осмысленном ее использовании прежде всего в том, что она служит вспомогательным инструментом для наглядного представления ориентированной на проблемы потребителей и рынка информации об обороте, денежных потоках, прибыли, потребности в финансировании, риске и для существующих, и для предполагаемых сфер бизнеса. Основываясь на этом и с учетом поставленных целей, можно анализировать положение ныне действующих стратегических единиц и планировать новые стратегические хозяйственные единицы или продуктовые программы и соответствующие им материальные, трудовые и финансовые ресурсы.




Содержание  Назад  Вперед