Управление предприятием на основе теориипринятия решений
Дитгер Хан 'ПиК: Планирование и контроль: концепция контроллинга'
I. Основы
1. Предприятие и управление предприятием
1.2. Управление предприятием на основе теории принятия решений
1.2.1. Понятия управления
Рассматривая управление системой предприятия, следует исходить из неоднозначности этого понятия. С одной стороны, под управлением понимают деятельность по руководству предприятием, с другой стороны - совокупность субъектов этой деятельности, т.е. руководящие кадры предприятия. В дальнейшем в книге термины руководство (как деятельность) и управление принимаются равнозначными.
Под управлением как деятельностью подразумевается процесс волеобразования и реализации этой воли (организация работы по плану), выражающийся в получении, переработке и передаче информации. Речь идет о процессах планирования, управления и контроля. Под руководством как органом управления понимаются отдельные лица или группы лиц - руководителей, участвующих в процессе волеобразования и реализации этой воли по отношению к другим лицам. Система управления охватывает тем самым часть социальной и информационной системы предприятия.
1.2.2. Управление как институт
Руководители образуют институт (руководящий орган), если они единолично или коллективно на основании правовых или административных норм наделены полномочиями давать указания другим лицам, обязанным следовать этим указаниям.
Немецкое право в качестве легитимных руководителей предприятия признает: акционеров и их представителей; наемных руководителей (менеджеров); представителей наемных трудящихся на предприятиях, на которые распространяется закон об участии в управлении (в акционерных обществах и крупных обществах с ограниченной ответственностью); представителей профсоюзов и общественности.
Во внутрифирменном управлении, которое осуществляется на постоянной основе в рамках действующей организационной структуры предприятия, различают несколько уровней управления (высший, средний и низший). Наряду с руководителями линейных и центральных отделов, наделенных полномочиями принятия решений и отдачи распоряжений, к институту управления в широком смысле относят вспомогательный персонал, служащий для поддержки и обеспечения управленческой деятельности руководителей и не обладающий полномочиями отдачи собственных распоряжений.
Речь идет прежде всего о сотрудниках, занятых в штабных отделах.
К высшему внутреннему управлению относятся правление, или генеральная дирекция, взаимодействующая с внешними центрами волеизъявления: общим собранием акционеров (собранием учредителей), наблюдательным советом (советом директоров), в который кроме представителей акционеров могут входить также представители трудового коллектива, общественности и партнеры по рынку. Члены этих органов управления выполняют по действующему законодательству или по договору (устав, общественный договор, генеральное соглашение) специфические функции управления время от времени. Их постоянная профессиональная деятельность проходит, как правило, за пределами предприятия. Такие органы управления часто называют внешним руководством предприятия.
Наемные работники имеют собственные представительные органы, например производственные советы, хозяйственные комиссии, советы представителей, а в акционерных обществах и крупных обществах с ограниченной ответственностью - своих представителей в наблюдательном совете предприятия. На предприятиях горнодобывающей промышленности собственники и трудящиеся представлены в наблюдательных советах на паритетных началах или так называемым нейтральным членом; кроме того, выбранный трудящимися директор по трудовым отношениям является членом правления предприятия. На предприятиях, деятельность органов управления которыми регламентируется законом о соуправлении 1976 г., также действует принцип паритетного представительства собственников и трудящихся в наблюдательном совете. Однако в спорных ситуациях принятия решений председатель наблюдательного совета, представляющий интересы собственников предприятия, наделяется дополнительным голосом. Кроме того, на предприятиях могут создаваться советы руководителей разного уровня (рис. 7).
Рис. 7. Органы управления предприятием
Согласно немецкому законодательству на предприятиях действует двухступенчатая модель, или модель разделения управления, в соответствии с которой высшее руководство предприятием разделено на непосредственно оперативное руководство и контроль, осуществляемые соответственно двумя самостоятельными органами управления: правлением или генеральной дирекцией (Vorstand, Geschaftsfuhrung) и наблюдательным (контрольным) советом (Aufsichtsrat, Beirat).
В англоязычных странах, напротив, существует одноступенчатая модель, или модель объединения, при которой на высшем уровне руководства задачи управления и контроля решает один орган - совет директоров.
В совет директоров (Board of Directors), над которым по американскому законодательству стоит только общее собрание акционеров, входят внутренние и внешние директора. Внутренние директора, объединенные в хозяйственное руководство, являются ведущими служащими корпорации и членами совета директоров. Внешние директора, являясь также членами совета директоров, осуществляют только функцию контроля за хозяйственным руководством, опираясь при этом на аудиторский комитет. Совет директоров назначает одного из внутренних директоров в качестве высшего руководителя корпорации - исполнительным директором (Chief Exicutive Officer), несущего ответственность перед всем советом директоров. Он может быть одновременно избран и председателем совета директоров.
Для гармонизации законодательства, регулирующего управление акционерными предприятиями, в странах Европейского сообщества постепенно объединяют немецкую двухступенчатую модель руководящих органов предприятия (наблюдательный совет - правление) с англосаксонской одноступенчатой моделью (совет директоров). В качестве нового органа управления создаются административные советы (Verwaltungsrat) - модифицированные советы директоров, в которых, однако, задачи оперативного руководства и функции контроля разделены более жестко, чем в американских советах директоров.
Кроме формальных руководителей, на процесс управления предприятием большое влияние оказывают и так называемые частично или полностью нелегитимные либо неформальные руководящие органы и лица, например кредиторы, поставщики, клиенты, конкуренты, консультанты или даже неформальные лидеры трудовых коллективов на самом предприятии. Чем больше число прямо или косвенно участвующих в управлении руководителей, тем сложнее проблемы управления предприятием.
Личные качества руководителей, их численность и уровень формального и неформального подчинения, с одной стороны, объем и интенсивность информационных и межличностных связей между руководителями и исполнителями внутри и вовне предприятия, с другой стороны, решающим образом влияют на ход процесса управления.
1.2.3. Управление как процесс
Управление определяется как процесс волеобразования и реализации воли. Его можно рассматривать также как процесс решения проблем в ходе достижения целей. Выделяются шесть фаз (комплексов операций) этого процесса:
Если отсутствуют глобальные представления о цели или если цель не задана в ходе предшествующего процесса принятия решения, то может возникнуть необходимость в фазе постановки цели перед фазой постановки проблемы.
Эмпирические исследования процесса целепостановки показали, что это процесс, требующий времени, а не разовое мероприятие. Он не заканчивается с началом процесса решения проблемы и не является первой фазой этого процесса. Решение проблемы и целепостановка - взаимосвязанные действия в рамках одного интеллектуального процесса. Поиск и оценка альтернатив могут привести к расширению или сужению спектра целей. Поэтому нужно различать цели, поставленные перед процессом принятия решения и цели, уточненные в процессе решения проблем.
Процесс принятия решения, как правило, взаимосвязан содержательно и во времени с двумя видами решений: собственно управленческими решениями и оперативными решениями относительно реализации.
Процесс принятия решения считается управленческим процессом до тех пор, пока он относится к "подлинно" управленческим решениям, под которыми понимаются сознательные волевые акты, затрагивающие внутренние и внешние сферы деятельности предприятия и задающие им определенное направление развития, влияющие на доходы предприятия и принимающиеся в условиях неопределенности.
"Исполнительские решения", или программируемые управленческие решения, наоборот, определяются полностью или преимущественно установленными правилами и распоряжениями и не являются в этом смысле истиными управленческими решениями.
Управленческие решения обоих видов готовятся и принимаются на всех уровнях управления.
Существенным признаком управления (речь идет о деятельности только легитимных руководителей) является возложение (принятие и передача) ответственности за операции по подготовке и реализации принимаемых решений. Ответственность означает при этом долг и готовность руководителей действовать определенным образом по отношению к самим себе, вышестоящему руководству, подчиненным, а также общественности, т.е.
к различным лицам и группам лиц на предприятии и вне его.
Управление в узком смысле слова, таким образом, означает:
процесс волеобразования и реализации воли, осуществляемый совместно и по отношению к другим подчиненным лицам, направленный на достижение одной цели или нескольких целей и требующий принятия связанной с этим ответственности.
Определенная часть управленческих операций может делегироваться полностью или частично руководителями или вспомогательным управленческим персоналом на более низкие уровни управления. Однако собственно принятие решения, отдача распоряжения по реализации и связанная с этим ответственность являются неотъемлемыми сущностными признаками руководства и поэтому не делегируются. В фазе постановки проблемы и контроля ее решения могут делегироваться только отдельные задачи.
Ответственность в процессе управления можно нести либо только за собственную руководящую деятельность (ответственность за себя), либо за делегированную (ответственность за других).
Управление является постоянным информационным и коммуникационным процессом. Систематически осуществляемый и направленный на будущие события процесс волеобразования может быть интерпретирован при этом как процесс планирования, а процесс реализации воли - как регулирование и контроль.
Из определения управления следует, что оно постоянно связано с мотивацией других людей. Решение мотивационных задач зависит в свою очередь прежде всего от вида управленческой деятельности и от способа поведения руководителей в ходе информационных и коммуникационных процессов.
Вид реализации отдельных операций или фаз управленческой деятельности, управленческое поведение характеризуются формой, или стилем управления. В зависимости от степени участия подчиненных в процессе решения управленческих задач различают (как экстремальные случаи) авторитарный и кооперативный стиль управления. Например, цель может ставиться единолично или в процессе обсуждения и согласования с сотрудниками (управление по целям), побуждение к реализации цели может производиться путем отдачи приказа или при помощи убеждения, контроль может быть сплошным или ограниченным (управление по отклонениям).
Процесс управления зависит, с одной стороны, от вида и числа проблем, которые должны быть решены, с другой стороны, от вида и числа участвующих в нем людей и их межличностных информационных и социальных связей. Эффективность процесса управления определяется достижением взаимодействия в ходе решения проблем между теми, кто инициирует и движет решение проблем (лидерами), и теми, кто тормозит их решение (оппонентами). С этой точки зрения всех руководителей можно классифицировать по занимаемому ими месту в управленческой иерархии или их профессиональным знаниям как лидеров власти и специальности и на оппонентов власти и специальности.
Исторически сложившийся и частично сформированный руководством тип мышления, принятия решений и поведения работников предприятия называют культурой предприятия.