ПиК Планирование и контроль концепция контроллинга




Управление предприятием на основе теориипринятия решений


Дитгер Хан 'ПиК: Планирование и контроль: концепция контроллинга'

I. Основы

1. Предприятие и управление предприятием

1.2. Управление предприятием на основе теории принятия решений

1.2.1. Понятия управления

Рассматривая управление системой предприятия, следует исходить из неоднозначности этого понятия. С одной стороны, под управлением понимают деятельность по руководству предприятием, с другой стороны - совокупность субъектов этой деятельности, т.е. руководящие кадры предприятия. В дальнейшем в книге термины руководство (как деятельность) и управление принимаются равнозначными.

Под управлением как деятельностью подразумевается процесс волеобразования и реализации этой воли (организация работы по плану), выражающийся в получении, переработке и передаче информации. Речь идет о процессах планирования, управления и контроля. Под руководством как органом управления понимаются отдельные лица или группы лиц - руководителей, участвующих в процессе волеобразования и реализации этой воли по отношению к другим лицам. Система управления охватывает тем самым часть социальной и информационной системы предприятия.

1.2.2. Управление как институт

Руководители образуют институт (руководящий орган), если они единолично или коллективно на основании правовых или административных норм наделены полномочиями давать указания другим лицам, обязанным следовать этим указаниям.

Немецкое право в качестве легитимных руководителей предприятия признает: акционеров и их представителей; наемных руководителей (менеджеров); представителей наемных трудящихся на предприятиях, на которые распространяется закон об участии в управлении (в акционерных обществах и крупных обществах с ограниченной ответственностью); представителей профсоюзов и общественности.

Во внутрифирменном управлении, которое осуществляется на постоянной основе в рамках действующей организационной структуры предприятия, различают несколько уровней управления (высший, средний и низший). Наряду с руководителями линейных и центральных отделов, наделенных полномочиями принятия решений и отдачи распоряжений, к институту управления в широком смысле относят вспомогательный персонал, служащий для поддержки и обеспечения управленческой деятельности руководителей и не обладающий полномочиями отдачи собственных распоряжений.


Содержание  Назад  Вперед